БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра информационных технологий

ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

  Главная | К содержанию Для студентов экономических специальностей ВУЗов

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4

Тема: «Использование Редактора Легенды»

Цель работы: Закрепление навыков по работе с редактором легенды и освоение технологических приемов изменения цвета символа и типа легенды, изменения классификации, числа классов. Оформление карты плотности точек, использование градуированных символов.

Допустим, что вам нужно создать карты, отображающие данные по уровню населения и этническому составу Соединенных Штатов. В этом упражнение вы научитесь использовать Редактор Легенды для создания тематических карт с различными типами легенды и методами классификации.

 
Задание 4.1. Запустить ArcView и открыть проект

 Выполнение задания

Запустите приложение ArcView.

Из меню Файл выберите Открыть Проект. Перейдите в каталог D:\Мои документы\ФИО\Lab_GIS\Lab_4_GIS. Откройте проект ex3a.apr, щелкнув мышью на имени проекта, затем нажмите ОК.

 
Задание 4.2. Изменить цвет символа и тип легенды

Выполнение задания

При открытии проекта вы увидите вид, содержащий две темы: States (Штаты) и Cities (Города). В виде отображается только тема States.

Когда вы добавляете тему в вид, ArcView присваивает всем объектам цвет методом случайного подбора. Сначала вы должны изменить цвет, используя Редактор Легенды.

Чтобы открыть Редактор Легенды, щелкните кнопкой мыши два раза на цветном прямоугольнике темы States в Таблице Содержания. Появится окно Редактора Легенды.

В строке прокрутки списка Тема отображается имя активной темы: States. В строке прокрутки списка Тип Легенды установлен тип легенды по умолчанию: Отдельный символ.

Чтобы изменить символ для темы States, дважды нажмите кнопкой мыши на прямоугольную рамку Символ. Откроется окно Палитра Штриховок.

Нажмите кнопку Палитра Цветов  , расположенную в верхней части окна, чтобы включить Палитру Цветов. Прокрутите список цветов палитры и выберите другой цвет, щелкнув на нем мышкой.

Закройте окно Палитра Цветов.

Нажмите кнопку Применить в Редакторе Легенды, чтобы применить к теме произведенное вами изменение цвета.

ArcView перерисует тему, используя новый цвет. Если окно Редактора Легенды перекрывает вид, вам нужно сдвинуть его в сторону.

В следующем задании вы отобразите штаты на основе их названий.

В Редакторе Легенды измените тип легенды на Уникальное значение. В строке прокрутки списка Поле Значений установите State_Name (поле в таблице темы, содержащее названия всех штатов).

Редактор Легенды отобразит список названий штатов с уникальным для каждого названия символом из цветовой шкалы Щедрый Урожай (устанавливаемой по умолчанию.

Чтобы сменить цветовую шкалу, в строке прокрутки списка Цветовые Схемы выберите Пастели и нажмите кнопку Применить. Теперь каждый штат представлен пастельным тоном.

Примечание. Если Таблица Содержания имеет недостаточно широкий размер, чтобы отобразить всю легенду, вы можете расширить ее посредством вытягивания вправо курсором мыши за линию, разделяющую полосу прокрутки от области отображения.

 

Задание 4.3. Классифицировать и отобразить данные по численности населения способом естественных границ

Выполнение задания

 В Редакторе Легенды измените тип легенды на Цветовая Шкала и поле классификации на Pop1990.

ArcView разобьет поле Pop1990 на пять классов посредством метода естественных границ (по умолчанию), а также красной монохроматической цветовой гаммы (по умолчанию). Цветовая гамма - это диапозон цветов, служащий для расположения классов в порядке нумерации или старшинства. Метод классификации, называемый методом естественных интервалов, составляет классы из массивов значений.

Чтобы выбрать другую цветовую гамму, в строке прокрутки списка Цветовые Линейки выберите Зеленовато-желтый и нажмите кнопку Применить.

Штаты отображаются в соответствии с численностью населения на 1990 год, с использованием зеленовато-желтой градации оттенков. Штаты с более светлым оттенком имеют более низкую численность населения, а в штатах с более темным оттенком - выше. Калифорния, имеющая самую высокую численность населения, попадает в самую темную категорию градации оттенков.

Допустим, вы хотите рассматривать территорию каждого штата в контексте с его численностью населения в вашей классификации. Вы должны нормализовать поле Pop1990, используя поле Area, что позволит показать плотность населения.

В Редакторе Легенды удостоверьтесь, что поле классификации установлено на Pop1990. В строке прокрутки списка Нормализовать по установите Area.

Обратите внимание, что значения представлены диапазоном численности населения на квадратную единицу площади.
Нажмите кнопку Применить.

Теперь, нормализованные по площади, северо-восточные штаты имеют наивысшую плотность населения.

 

Задание 4.4. Изменить классификации, числа классов, метки

Выполнение задания

Помимо изменения метода классификации, ArcView позволяет вам изменить число классов и отображаемые в Таблице Содержания метки.

Сделайте активным окно Редактора Легенды. Нажмите кнопку Классифицировать. Измените тип на Квантиль (равновеликая). Этот метод составляет классы с одинаковым числом объектов в каждом классе. В строке прокрутки списка Число Классов выберите 3. Нажмите ОК.

В Редакторе Легенды нажмите Применить.

ArcView создает три новых класса равновеликим методом, при котором в каждый класс попадет по 16 штатов. Значения численности населения все еще нормализуются по значениям площади, в результате чего определяются значения плотности населения.

Предположим, что вы хотите сделать вашу карту более понятной для обычной категории людей. Для этой цели, вместо числовых значений плотности населения вам лучше ввести метки для трех классов - низкая, средняя, высокая.

В Редакторе Легенды, под колонкой Подпись, щелкните кнопкой мыши на первое (самое верхнее) значение, выделяя его. Затем наберите с клавиатуры Низкая и нажмите клавишу <Enter>. Обратите внимание, что вид после нажатия клавиши <Enter> не меняется (ArcView обновляет вид только после нажатия Применить). Выделив второе значение, наберите Средняя и нажмите <Enter>. Наконец, выделив третье значение, наберите Высокая и нажмите <Enter>.

Редактор Легенды должен выглядеть так:

Теперь нажмите Применить и вид будет перерисован. Легенда тоже обновится.

 
Задание 4.5. Создать карту плотности точек

Выполнение задания

Теперь допустим, что вы хотите изучить данные о распределении фермерских хозяйств на территории США. Использование карты точечной концентрации является хорошим способом наглядно представить эту информацию в виде.
В Редакторе Легенды в строке прокрутки списка Тип Легенды выберите Плотность Точек. В строке прокрутки списка Поле Плотности выберите No_farms87 (в нижней части списка).

Обратите внимание, что поле Плотность Точек показывает, что 1 точка = 0.0000 ферм. Число ферм, представляемое одной точкой, вы можете установить, непосредственно введя это значение в поле ввода, либо нажатием кнопки Вычислить, в результате чего ArcView вычислит число наиболее оптимального представления данных при текущем размере вида.

Нажмите Вычислить. Для нашего случая ArcView определил, что 1 точка будет представлять 2000 ферм. (Ваше число может отличатьс, если вы изменили размеры вида, или ваш терминал работает с другим разрешением.)
Теперь вам нужно установить символ фона.

Щелкните дважды кнопкой мыши на прямоугольник Символ Фона, чтобы отобразить окно штриховок. Смените палитру с установленной по умолчанию (прозрачная) на черный блок. Затем нажмите кнопку Палитра Цветов  и выберите светло-зеленый цвет.

Нажмите Применить.

Можно заметить, что наивысшая концентрация фермерских хозйств приходится на средне-восточную часть Штатов.

 

Задание 4.6. Отобразить значения с помощью символов диаграмм

Выполнение задания

Следующим заданием вы отобразите данные по этническому составу, используя символы диаграмм.

В строке прокрутки списка Тип Легенды установите Локализованная Диаграмма. Круговая диаграмма является типом по умолчанию.

В списке Поля (левом) выберите White. Нажав на клавиатуре клавишу <Shift> и не отпуская ее, щелкните мышью на Black, Asian_pi и Hispanic. Нажмите кнопку Добавить.

Выбранные вами поля отобразятся в правой части Редактора Легенды, вместе с соответствующими каждому полю символами. Эти символы можно изменить, дважды нажав на них мышью и открыв окно с набором символов. Сейчас же вы будете использовать символы. Установленные по умолчанию.

В следующем задании вы установите поле размера и максимальный радиус для символов круговой диаграммы.

Нажмите кнопку Свойства внизу Редактора Легенды, чтобы открыть окно Свойств Круговой Диаграммы.

В строке прокрутки списка Поле Размера установите Pop1990. По значениям этого поля будут определяться размеры символов круговой диаграммы.

В строке прокрутки Макс. размер установите 24 или выберите значение из списка. Этим вы установите максимальный размер радиуса (в точках) символов круговой диаграммы.

Нажмите ОК в окне Свойств Круговой Диаграммы, затем нажмите Применить в Редакторе Легенды.

ArcView отобразит четыре поля с помощью символов круговой диаграммы. Эти символы слишком велики для текущего масштаба, поэтому воспользуйтесь инструментом увеличения.

Нажмите кнопкой мыши на инструмент Увеличить и захватите прямоугольником северо-восточную часть. Теперь хорошо различимы круговые диаграммы для каждого штата.

В следующем задании вы попробуете сменить тип диаграммы. В Редакторе Легенды найдите в нижнем левом углу пиктограмму Тип Диаграммы и щелкните мышью на символ  , после чего нажмите Применить.

ArcView отобразит те же поля с помощью символов столбчатой диаграммы. Закройте Редактор Легенды.

 

Задание 4.7. Использовать градуированные символы

Выполнение задания

Теперь вам нужно отобразить города на основе данных по численности населения. Установите флажок для темы Cities, чтобы она отображалась в виде.

Щелкните два раза кнопкой мыши на теме Cities, чтобы открыть Редактор Легенды.

В Редакторе Легенды измените Тип Легенды на Масштабируемый символ. Установите в Поле Классификации Pop1990. Нажмите Применить.

Теперь можно увидеть пять классов с разным размером символа. Вам следует сменить этот символ на более приметный. Чтобы сделать это, вам надо добавить к Палитре Значков набор муниципальных символов.

Щелкните два раза кнопкой мыши на прямоугольник Символ внизу Редактора Легенды, чтобы открыть Палитру Значков.

Нажмите на кнопку Палитра Шрифтов вверху окна  .

Раздвиньте окно Палитры шрифтов, чтобы вы могли видеть полностью названия шрифтов.

Найдите в списке шрифт ESRI Cartography и выделите его. Нажмите кнопку Создать маркеры в нижней части окна Палитры Шрифтов.

Эта процедура преобразует символы выбранного шрифта в символы значков и добавляет их в конец Палитры Значков.

После нажатия кнопки Создать маркеры Палитра Шрифтов преобразуется в Палитру Значков (если не преобразуется, то нажать кнопку , чтобы перейти на эту палитру). Шрифт ESRI Cartography добавляется в конец Палитры.

Найдите в списке маркеров, ближе к концу, символ с изображением древнегреческого храма и выберите его с помощью мыши.

Закройте Палитру Значков.

Нажмите Применить в Редакторе Легенды. (Если вид перекрывается каким-либо окном, отодвиньте или закройте это окно.)

На карте отобразятся города в виде символов храма, размеры которых находятся в зависимости от значения поля Pop1990.

Чтобы лучше рассмотреть используемые символы, вы можете воспользоваться инструментом увеличения.

Воспользовавшись инструментом Увеличить захватите западную часть Соединенных Штатов.

Обратите внимание, что символы не становятся крупнее. Если вы хотите, чтобы при увеличении вида происходило увеличение символов, вам нужно включить масштабирование. Сперва уменьшим вид до первоначального размера воспользовавшись кнопкой Предыдущий Экстент .

Нажмите кнопку Дополнительно внизу Редактора Легенды. В появившемся окне нажмите на контрольную рамку рядом с Масштаб Символов, чтобы включить масштабирование символов. Нажмите ОК, затем Применить в Редакторе Легенды.

Теперь снова перейдите посредством увеличения в западную часть. Символы будут увеличиваться.

 

Задание 4.8. Закрыть проект

Выполнение задания

Чтобы активизировать окно Проекта, щелкните на него мышью. Закройте проект и сохраните результаты работы.

 

Назад К содержанию Далее
Copyright © Кафедра информационных технологий БГЭУ