Стратегия международной деятельности УО «БГЭУ» до 2020 года

Состояние и результаты развития международной деятельности университета в 2013 г.

1.Основные результаты в сфере международного сотрудничества

1.1. Рассматривая участие в академических партнерствах и альянсах как необходимое условие укрепления позиций на мировом образовательном рынке, БГЭУ является членом ряда международных ассоциаций и объединений: Виртуального института при ЮНКТАД, Международной ассоциации организаций финансово-экономического образования, Европейской Академии розничной торговли, Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы, Евразийской ассоциации университетов и Международной ассоциации торгово-экономического образования. Совместно с Ростовским государственным экономическим университетом начата работа по созданию Ассоциации экономических вузов-правопреемников институтов народного хозяйства, которая объединит ведущие экономические вузы постсоветского пространства.

1.2. В 2013 году университет продолжил осуществление межвузовского сотрудничества в рамках двусторонних соглашений с зарубежными партнёрами. По состоянию на 01.01.2014 года БГЭУ работает по 81 договору и соглашениям о сотрудничестве в области образования с научно-исследовательскими и образовательными организациями из 22 стран ближнего  и  дальнего зарубежья.  В 2013 г. было заключено 5 договоров о сотрудничестве с вузами Российской федерации и Украины, меморандум о взаимопонимании между УО «БГЭУ» и Университетом Нортумбрия (Великобритания). В декабре 2013 г. в Университете Севильи (Испания) подписано соглашение о сотрудничестве между университетами-участниками проекта 516663-TEMPUS-1-2011-1-TEMPUS-AMGR (Университет Севильи (Испания), университет Haute Ecole Charlemagne (Бельгия), Тбилисский государственный университет (г. Тбилиси, Грузия), Педагогический университет г. Гори (Грузия), Таджикский государственный университет коммерции (г. Душанбе, Таджикистан), Таджикский технический университет им. академика М.Осими (г. Душанбе, Таджикистан), Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации (г. Гомель, Беларусь)).

1.3. В рамках развития академической мобильности на обучение за рубежом были направлены 10 студентов БГЭУ, в том числе 4 студента – в КНР по Соглашению между Министерствами образования Республики Беларусь и КНР в области образования, 1 студент – в Финляндию в рамках студенческого обмена со Школой экономики г. Турку, 1 студент– в Германию, 1 студент – в США, 1 студент – в Нидерланды, 1 студент – в Израиль, 1 студент – в Испанию. Два преподавателя университета прошли стажировку в иностранных вузах и организациях США (Школа права им. Д. Маршала) и Литвы (Институт истории Литвы).

1.4. По программам академического сотрудничества для участия в конференциях, семинарах, круглых столах, спортивных мероприятиях и пр. за рубеж выезжали 74 преподавателя и 18 студентов БГЭУ. Представители университета участвовали в международных научных мероприятиях в Испании, Германии, России, Таджикистане, Австрии, Украине, Чехии, Литве, Султанате Омане, Великобритании, Греции, Италии, Польше, Франции, Туркменистане, Швейцарии, КНР, Португалии, Нидерландах, Финляндии.

1.5. Для обеспечения качественной подготовки студентов по ряду специальностей, по которым требуется углубленное изучение иностранного языка, для работы в БГЭУ приглашаются иностранные специалисты. По состоянию на 01.01.2014 года на факультетах работают преподаватели из Турции (1), КНР (3), Германии (1), Франции (1), Венесуэлы (1), Исламской Республики Иран (1), США (1).

1.6. Совместно с зарубежными партнерами из стран Европы и СНГ в университете реали­зуются международные проекты в рамках таких программ как «Темпус» (TETVET, WeNeT, ICAEN, La MANCHE), «Эразмус Мундус» (EMP-AIM, BMU-MID), «DAAD». Кафедры университета и партнеры из Испании, Германии, Италии, Болгарии, Нидерландов, Испании, Бельгии, Грузии и Таджикистана успешно работают над рядом проектов «Темпус», финансируемых Европейским Союзом, которые направлены на создание системы переподготовки и повышения квалификации руководите­лей и специалистов в туристской индустрии, развитие международной сети как платформы для регулярного диалога и совместных действий по интернационализации в мультирегиональном контексте, совершенствование управления изменениями в сфере высшего образования.

1.7. В рамках программы сотрудничества с университетами региона Балтийского моря на факультете менеджмента разработан и преподается курс «Устойчивое развитие Балтийского региона» для студентов специальности «Экономика и управление на предприятии» специализации «Экономика природопользования», по окончании освоения которого студенты получают сертификаты международного образца.

1.8. В рамках совместного белорусско-шведского проекта (с Фолькуниверситетом г. Упсала) «Внедрение современных методов и моделей в профессиональное образование г. Минска» организована переподготовка по специальности «Международный маркетинг». По окончании обучения наряду с дипломом государственного образца слушателям выдан шведский диплом о переподготовке по данной специальности.

1.9. При активной поддержке Посольств КНР и Исламской Республики Иран в Республике Беларусь на базе БГЭУ созданы и успешно функционируют класс Конфуция и Центр ирановедения и персидского языка.

2. Экспорт образовательных услуг

2.1. Подготовка специалистов для зарубежных стран является важнейшим и весьма динамичным направлением развития международной деятельности БГЭУ. За последние пять лет контингент иностранных граждан, обучающихся в университете на условиях оплаты за валюту, увеличился более, чем в 2 раза: с 245 чел. на 01.01.2009 г. до 560 чел. на 01.01.2014 г. Общая численность иностранных учащихся университета достигла на 01.01.2014 г. 752 чел.

2.2. В целях привлечения на обучение иностранных граждан ежегодно представители университета принимают участие не менее, чем в двух международных образовательных выставках. В 2013 году БГЭУ принял участие в международных образовательных выставках в Султанате Оман и КНР. В период работы выставки в КНР проведены переговоры с руководством Восточно-Китайского педагогического университета по вопросам обучения выпускников данного университета на второй ступени высшего образования в БГЭУ и подачи заявки в соответствующие структуры КНР на создание Института Конфуция в БГЭУ на базе имеющегося Кабинета Конфуция. Наряду с этим проведена работа с представителями Шанхайского центра по культурному обмену «Новая эра» и представителем Шанхайской школы иностранных языков I&C по вопросу создания и организации работы филиала подготовительного отделения БГЭУ на базе вышеотмеченной школы.

2.3. По состоянию на 01.01.2014 г. университет сотрудничает с 11 фирмами-посредниками: СООО «Деливери сервис» (Туркменистан), Хозяйственным обществом «Белорусско-Туркменский торговый дом» (Туркменистан), ООО «Центр науки и познания АЗ-БЕЛ» (Азербайджан), РТД Рехбер (Турция), ООО «Ефрат Ком» (Африка и Ближний Восток), ООО «Бальмера» (Африка и Ближний Восток), Рама Эдьюкейшн Консалтанси (Непал, Индия), ООО «Образование за границей» (Азербайджан), ООО «Титанов» (Африка и Ближний Восток), ЧП «Гай-Ман Интернешонал ПЛС» (Африка), ООО «Юниверсити Групп» (Африка и Ближний Восток).

2.4. В БГЭУ функционирует электронная база данных контингента иностранных студентов. Приоритетными специальностями для иностранных студентов являются:
- на 1-й ступени обучения: финансы и кредит, мировая экономика, лингвистическое обеспечение межкультурных коммуникаций;
- на 2-й ступени обучения: практико-ориентированные программы по специальности «Финансы и кредит».

2.5. При технической поддержке Виртуального института ЮНКТАД и Берлинского университета прикладных наук в БГЭУ впервые разработана и реализована магистерская программа на английском языке «Международная экономика и торговая политика», целью которой является подготовка элитных управленческих кадров в области международной торговли и международной торговой политики. По состоянию на 01.01.2014 г. в ней обучается 7 иностранных граждан, из них: 2 гр-на Ирана, 2 гр-на КНР, 1 гр-н Туркменистана, 1 гр-н Турции, 1 гр-н Армении.
С 2014-2015 учебного года планируется открытие англоязычных магистерских программ «Бизнес-администрирование» и «Событийный маркетинг».

3. Структура международной службы
В целях повышения эффективности международного сотрудничества БГЭУ и качества работы с растущим контингентом иностранных граждан, обучающихся в БГЭУ, с 01.12.2013 г. учебно-методический отдел по международным связям БГЭУ преобразован в учебно-методическое управление по международным связям (УМУМС). По состоянию на 01.01.2014 года международная служба БГЭУ представлена двумя структурными подразделениями – УМУМС (начальник, 5 методистов, 1 специалист) и деканатом по работе с иностранными учащимися (декан, заместитель декана, 3 специалиста), деятельность которых координирует проректор по учебной работе.

Новые внешние и внутренние вызовы на рынке образовательных услуг  Мировая социально-экономическая динамика последних десятилетий, вызванная процессами информатизации и глобализации всех сторон общественной жизни, существенно изменила социальный статус сферы образования.

Из социального института, составляющего часть государственного устройства, образование все более трансформируется в действующую по заказу субъектов общественного развития сферу услуг, характерными чертами которой являются:
- разнообразие содержания, форм, методов обучения;
- большая степень открытости и свободы выбора обучающимися уровня, места, времени, сроков обучения и пр.;
- ориентированность на запросы потребителей;
-  стоимостная оценка образовательной услуги.

Основной задачей образования становится создание необходимых условий для обучения как средства реализации жизненных целей человека с учетом социально-экономических возможностей и потребностей. К числу важнейших вызовов современности, формирующих новое качество высшего образования в Республике Беларусь, на данном этапе его развития можно отнести следующие.

Внешние вызовы:
- многократно возросшая в мировом масштабе социальная функция образования и науки, которые рассматриваются в качестве главной производительной силы, предопределяющей уровень конкурентоспособности страны на международной арене;
- интернационализация сферы образования, стимулирующая поступательную интеграцию Беларуси в мировое образовательное пространство, внедрение новых образовательных технологий, решение организационных вопросов доступности и структурирования высшего образования, применения международных процедур аккредитации и пр.;
- актуализация посредством Болонского процесса проблемы формирования общеевропейских ценностей в сфере образования, ориентирующая национальные образовательные системы на постепенное приведение учебного процесса в соответствие общеевропейским нормам и достижение совместимости образовательных программ и степеней;
- интеграционные процессы на образовательном пространстве СНГ и стран ЕврАзЭС, расширяющие границы единого образовательного пространства и, соответственно, потребительского выбора; - высокие темпы трудовой миграции, ставшей основой формирования и дальнейшего развития мирового рынка рабочей силы, на котором важнейшей характеристикой конкурентоспособности работника становятся глобальная компетентность, нацеленность на постоянный режим самообучения, способность оперативно принимать конструктивные решения и работать в разных социально-психологических и социокультурных условиях.

Внутренние вызовы:
- массовизация высшего образования в республике, обострившая проблему качества образовательных услуг;
- неблагоприятная демографическая ситуация, связанная со снижением общей численности абитуриентов, что значительно усиливает межвузовскую конкуренцию на внутреннем рынке за потребителя;
- заданный Государственной программой развития высшего образования на 2011-2015 годы курс на кардинальное улучшение научно-образовательного процесса, формирование университетов как центров научно-инновационной деятельности, который требует переосмысления модели функционирования вуза, системы планирования и организации его работы, оптимизации структуры учебного процесса, усиления прикладной направленности вузовской науки;
- принятие Кодекса Республики Беларусь «Об образовании», давшего правовую интерпретацию национальным целям и обязательствам государства в обеспечении условий развития высшей школы, а также определившего важнейшие механизмы и формы их практической реализации при самостоятельном выборе вузом стратегии и тактики своего поведения на уровне организации образовательного процесса;
- модернизация национальной высшей школы в направлении перехода на двухступенчатую модель подготовки специалистов, требующая разработки соответствующей нормативно-правовой базы, внедрения государственных образовательных стандартов нового поколения, новых образовательных программ и учебных планов; - нарастание потоков взаимных обменов студентами и преподавателями, вовлечение в учебный процесс зарубежных программ, учебников и телекоммуника­ционных источников информации, усиление международного вектора учебных планов, все более способствующие приданию открытого характера белорусской образовательной системе;
- поступательное повышение спроса на образовательные услуги белорусских вузов со стороны иностранных граждан, повышение статуса экспортной составляющей деятельности вуза как важнейшей характеристики его имиджа и международной конкурентоспособности страны в сфере образования. Глобальная экономика, основанная на знаниях, формирует новые реалии и вызывает к жизни новые отношения, которые существенно меняют цели и задачи национальной высшей школы.

Сегодня она должна не только быстро реагировать на широкий спектр изменений, но и опережать и активно продуцировать их, создавая новое знание и предлагая практике специалистов с новыми качествами. Одним из важнейших стратегических направлений успешного решения этой задачи в условиях открытости социально-экономических систем разных стран является развитие международной деятельности вуза.

3. Предпосылки и «барьеры» дальнейшему развитию международной деятельности

Для успешного развития международной деятельности БГЭУ к настоящему времени сформировался ряд благоприятных предпосылок:
- БГЭУ имеет статус ведущего образовательного учреждения Беларуси в сфере подготовки специалистов экономического профиля, что повышает репутацию вуза в глазах потенциальных зарубежных партнеров;
- БГЭУ является последовательным приверженцем идеи создания единого европейского пространства высшего образования, реализуемой в рамках Болонского процесса, и в своей деятельности руководствуется его основными положениями;
- в БГЭУ представлены все уровни, ступени и формы высшего и постдипломного образования, характерные для классических университетов, при широком разнообразии экономических специальностей и учебных программ, в том числе в сфере международных экономических отношений и внешнеэкономической деятельности;
- в БГЭУ процесс обучения имеет ярко выраженную прикладную направленность при тесном взаимодействии образовательной и научной компонент, что способствует формированию системного профессионального мышления выпускников, адекватного современным условиям ведения бизнеса;
- БГЭУ находится на этапе переосмысления модели своего функционирования в направлении модернизации системы планирования и организации работы, оптимизации структуры учебного и исследовательского процессов, усиления межвузовского взаимодействия в мировом масштабе, что стимулирует обновление содержания международной составляющей деятельности;
- в БГЭУ накоплен богатый опыт сотрудничества с зарубежными высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими центрами, в том числе на межкафедральном уровне, который в свете современного видения стратегических целей и задач нуждается в поиске новых форм и методов международной деятельности; - профессорско-преподавательский состав БГЭУ представлен высококвалифицированными специалистами, в том числе со знанием иностранных языков;
- БГЭУ более 30 лет активно реализует политику продвижения образовательных услуг на рынки других стран, что позволило создать эффективный методический инструментарий обучения иностранных граждан;
- БГЭУ обладает сформированной и адаптированной к современным условиям функционирования структурой международной службы для поиска, освоения, координации и сопровождения различных направлений международной деятельности.

В то же время на пути дальнейшего развития международной деятельности БГЭУ имеют место определенные «барьеры» и неиспользованные ресурсы:
- неравномерна активность в инициировании и реализации международного сотрудничества,  прежде всего, в научной сфере со стороны кафедр, факультетов и других подразделений;
- недостаточна численность штатных преподавателей, владеющих одним или несколькими иностранными языками на уровне, достаточном для проведения учебных занятий в соответствии с международными стандартами;
- отсутствие у большинства сотрудников международной службы специальной подготовки и опыта работы в сфере международного сотрудничества;
- невысок уровень освоения иноязычной лингвистической компетенции и межкультурной коммуникации большей частью профессорско-преподавательского состава;
- практически не освоено выпускающими кафедрами академическое сотрудничество в направлении реализации программ двойных дипломов;
- низка степень охвата студентов и ППС международными программами академической мобильности;
- доля иностранных учащихся ДФО в общей численности студентов дневной формы обучения БГЭУ составляет на 01.01.2014 г. 6,98 %, т.е. не достигает значений, принимаемых ведущими рейтинговыми агентствами в сфере образования;
- ограничен круг статей и результатов научных исследований преподавателей, публикуемых в зарубежных научных печатных изданиях;
- в 2013 г. не выполнены предусмотренные Планом развития УО «БГЭУ» на 2011-2015 годы целевые показатели по количеству действующих двусторонних договоров с зарубежными партнерами;
- слабо развита практика проведения на кафедрах исследовательских семинаров с участием ведущих профессоров из вузов-партнеров, которая является одной из основных форм научного общения преподавателей в ведущих университетах мира;
- не задействован в полной мере потенциал вуза по реализации образовательных программ на английском языке.

Учитывая изложенное, дальнейшие усилия БГЭУ должны быть направлены на активизацию совместных усилий международной службы и структурных подразделений университета, прежде всего, учебных факультетов и кафедр, по поиску и реализации эффективных форм продвижения имени и образовательных услуг вуза на рынки других стран.

4. Стратегические приоритеты, цели и принципы развития международной деятельности БГЭУ

Международная деятельность выступает одним из приоритетных направлений развития и модернизации всех сфер жизнедеятельности БГЭУ и рассматривается в качестве стратегически значимой составляющей расширения образовательного пространства университета, активизации научных исследований, укрепления межкультурного взаимодействия.

Стратегия международной деятельности является неотъемлемой частью общей стратегии развития БГЭУ и соответствует основным принципам организации его академического пространства, направленным на формирование специалиста, отвечающего мировым требованиям и способного решать актуальные задачи развития общества.

К числу важнейших стратегических приоритетов осуществления международной деятельности БГЭУ относит повышение имиджа национальной системы экономического образования на мировом рынке образовательных услуг и укрепление собственных конкурентных позиций в мировом образовательном пространстве.

Стратегическая цель международной деятельности университета – поступательная интеграция в европейское и мировое образовательное, научное, экономическое и культурное пространство для достижения высоких международных стандартов в учебной и научной работе, повышения качества подготовки специалистов, развития научного и технического потенциала вуза, формирования в университетской среде системы общечеловеческих ценностных ориентаций, распространения в зарубежных странах достижений и опыта БГЭУ, белорусской экономической высшей школы в целом.

В стратегически обозримой перспективе важнейшими целевыми ориентирами в сфере международного сотрудничества являются:

 

Стратегически значимыми регионами позиционирования на рынке образовательных услуг и развития международной деятельности на обозримом интервале времени БГЭУ определяет:
страны-участницы Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества;
государства СНГ;
КНР и страны региона Юго-Восточной Азии;
страны Ближнего и Среднего Востока;
регион Северной Африки;
страны Европейского экономического сообщества.

Основополагающими принципами развития международной деятельности университета являются:
инициативность и открытость инновациям;
соответствие международных инициатив интересам государства и приоритетам развития БГЭУ;
равноправное и взаимовыгодное партнерство;
согласованное взаимодействие всех подразделений БГЭУ, осуществляемое на постоянной основе;
ориентация на мировые стандарты и положительный опыт партнеров;
коммуникативная и межнациональная толерантность;
сохранение национальных и вузовских традиций.

5.Направления и формы реализации стратегии международной деятельности на современном этапе

Достижение стратегических приоритетов и целей международной деятельности предполагает концентрацию усилий на пяти стратегических направлениях формирования партнерских связей:

  1. Институциональное партнерство (членство в международных академических организациях);
  2. Академическое сотрудничество;
  3. Научно-исследовательское сотрудничество;
  4. Социально-культурное сотрудничество;
  5. Экспорт образовательных услуг.

Определяя в качестве одного из стратегических направлений международной деятельности членство в международных академических организациях, БГЭУ ориентирован на следующие основные формы его реализации:
- продолжение участия и укрепление авторитета в стратегически значимых организациях:
сети Виртуального института при ЮНКТАД
Евразийской ассоциации университетов
Международной ассоциации организаций финансово-экономического образования
Европейской академии розничной торговли
Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы
Международной ассоциации торгово-экономического образования;
- расширение связей с университетами региона Балтийского моря, в первую очередь, стран Прибалтики и Скандинавии, через сотрудничество с программой Балтийского университета (ко­ординатор – Уппсальский университет, Швеция) и Университетской сетью региона Балтийского моря (BSRUN);
- оценку перспектив освоения партнерских взаимовыгодных отношений с иными международными ассоциациями, союзами, фондами, др. организациями в сфере высшего образования.

К числу основных форм реализации академического сотрудничества на стратегически заданном интервале времени БГЭУ относит:
- участие в реализации межправительственных договоров, соглашений и протоколов о сотрудничестве с зарубежными странами в области высшего образования;
- реализацию совместных образовательных проектов и программ, в том числе:
программ двойных дипломов,
программ включенного обучения,
англоязычных магистерских программ;
- усиление международного содержания учебных планов и учебных программ преподаваемых на русском языке экономических дисциплин;
- содействие академической мобильности студентов и преподавателей;
- вовлечение в образовательную деятельность БГЭУ преподавателей и научных работников из других стран;
- обмен делегациями руководства вузов;
- совместные учебные издания;
- обмен учебной литературой;
- создание филиалов и представительств БГЭУ за рубежом;
- организацию виртуальных классов, систем дистанционного обучения, обучающих сайтов и пр.

В числе основных форм реализации научно-исследовательского сотрудничества на стратегически заданном интервале времени БГЭУ определяет:
- инициирование и участие в реализации международных научных проектов;
- проведение совместных научно-исследовательских работ с зарубежными образовательными и научными учреждениями, производственными фирмами;
- выполнение исследований и разработок по заказам иностранных физических и юридических лиц, реализацию коммерческих предложений и инновационных программ на внешнем рынке;
- участие и проведение на базе БГЭУ международных научных мероприятий (конференций, семинаров, симпозиумов, круглых столов и пр.);
- участие профессорско-преподавательского состава университета в конкурсах на получение индивидуальных и коллективных исследовательских грантов международных фондов и организаций;
- совместные научные публикации;
- обмен научными публикациями;
- организацию совместных научно-исследовательских лабораторий;
- создание международных исследовательских центров и пр.

Важнейшими формами реализации социально-культурного сотрудничества на обозримом периоде станут:
- организация совместных студенческих ассоциаций;
- проведение и участие в международных студенческих фестивалях, конкурсах, выставках, спортивных и культурно-массовых мероприятиях;
- партнерство с зарубежными общественными организациями;
- создание совместных электронных библиотек;
- проведение телемостов (он-лайн коммуникации);
- организация и участие в летних международных студенческих лагерях (школах);
- актуализация системы социальной поддержки и пр.

Основными формами наращивания экспорта образовательных услуг в обозримой перспективе будут:
- предложение международному рынку разных форм университетского образования: довузовского обучения, подготовки специалистов с высшим образованием, постдипломного образования, подготовки научно-педагогических кадров для зарубежных стран;
- открытие новых востребованных рынком специальностей и учебных программ экономического профиля;
- обеспечение гибкости программ магистерской подготовки на базе разработки индивидуальных учебных планов обучения иностранных граждан;
- ориентация при реализации учебного процесса на международные стандарты;
- внедрение гибкой системы материального поощрения иностранных студентов за активное привлечение своих соотечественников на обучение в БГЭУ;
- расширение спектра привлекаемых к сотрудничеству рекрутинговых организаций, работающих в стратегически значимых для БГЭУ регионах;
- совершенствование образовательных технологий с учетом специфики менталитета обучаемых иностранных граждан;
- внедрение в практику обучения иностранных граждан инновационных методов изучения русского языка;
- повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, задействованного на обучение иностранных граждан;
- содействие социокультурной адаптации иностранных учащихся к условиям обучения и проживания в Республике Беларусь, улучшение условий их проживания, быта и досуга.

6.Задачи международной службы по реализации стратегии

В обозримом периоде реализация стратегии международной деятельности БГЭУ требует концентрации усилий международной службы на решении следующих задач:
- поиск новых заинтересованных партнеров и форм международного сотрудничества;
- подготовка, заключение, методическое сопровождение партнерских договоров и соглашений в области образования, науки, молодежной политики и культуры, в том числе в рамках межправительственных и межведомственных соглашений Республики Беларусь, контроль разработки и своевременного обновления рабочих программ сотрудничества;
- подготовка и организация проведения переговоров с представителями зарубежных дипломатических миссий, приемов официальных иностранных делегаций;
- изучение и внесение предложений по адаптации к университетской среде передового отечественного и зарубежного опыта организации международной деятельности вузов;
- повышение квалификации сотрудников международной службы по вопросам организации международной деятельности;
- организация приема иностранных граждан для чтения лекций, проведения научных исследований, участия в международных мероприятиях, прохождения стажировки и обучения по специальностям и программам всех уровней в соответствии с лицензией на право осуществления образовательной деятельности;
- содействие организации зарубежных стажировок, образовательных поездок, участию в образовательных и научных грантах, культурных проектах, других формах мобильности студентов и ППС БГЭУ; 
- информационная поддержка международной деятельности, поиск и своевременное доведение информации о заинтересованных в сотрудничестве учреждениях, грантах, стипендиях на обучение, на проведение научных исследований и т.п. до руководства и заинтересованных подразделений;
- мониторинг международного рынка образовательных услуг и научно-технических проектов, обоснование путей повышения конкурентоспособности БГЭУ на рынках других стран;
- международный маркетинг, направленный на рекламу и продвижение информации об образовательном и научном потенциале университета на мировой рынок, в том числе через:
участие в международных образовательных выставках,
регулярное обновление русско- и англоязычной версий сайта БГЭУ,
размещение в сети информации о БГЭУ на китайском, турецком и французском языках;
активное вовлечение в рекламную деятельность иностранных учащихся БГЭУ;
- ведение базы данных о рекрутинговых фирмах-партнерах, оценка их надежности, инициирование оформления договорных отношений и контроль исполнения договорных обязательств;
- нормативно-правовое обеспечение обучения и проживания иностранных учащихся университета;
- координация деятельности подготовительного отделения для иностранных слушателей;
- ежегодное обоснование и согласование основных направлений развития международной деятельности с руководством университета;
- организация планирования и подведения итогов международной деятельности университета, его структурных подразделений;
- обоснование потребности в текущем финансировании мероприятий по развитию международной деятельности университета;
- постоянное сотрудничество и координация работы структурных подразделений БГЭУ по вопросам организации международной деятельности.

7.Ожидаемые результаты и индикаторы

В стратегически обозримой перспективе университет ориентируется на следующие ожидаемые результаты международной деятельности:
- расширение партнерских связей;
- увеличение численности иностранных учащихся;
- расширение присутствия на мировом рынке образовательных услуг.

В числе важнейших показателей (индикаторов) достижения указанных результатов БГЭУ рассматривает:


п/п
Показатель
Ед.
изм.
2013 г.
(факт)
2015 г.
(план)
2020 г.
(прогноз)
1 Количество освоенных (реализуемых) международных проектов Количество проектов

8

8

9

2 Количество реализуемых договоров о сотрудничестве с зарубежными партнерами (при наличии рабочей программы) Количество договоров
Количество стран

81

22

97

23

100

25

3 Академическая мобильность:
- обучение студентов БГЭУ за рубежом (в том числе в летних школах, организованных при вузах)
- стажировка ППС за рубежом
Количество человек

 

10

2

 

12

4

 

16

6

4 Участие в международных научных семинарах, конференциях и т.п.:
- ППС
- студентов
Всего
Количество участников


74
18
92


80
20
100


90
30
120

5 Количество работающих в БГЭУ иностранных преподавателей Количество человек

 

8

 

8

 

10

6 Участие в международных образовательных выставках Количество выставок

 

2

 

4

 

6

7 Количество образовательных программ на английском языке, всего
В том числе:
- на 1-й ступени в/о
- на 2-й ступени в/о
Количество программ


1

-
1


3

-
3


5

-
5

8 Количество образовательных программ двойных дипломов Количество программ

-

1

2

9 Обучение в БГЭУ иностранных граждан, всего Количество человек

752

760

900

10 Доля иностранных учащихся в общей численности студентов дневной формы обучения БГЭУ

%

6,98

8,2

10,0

В целях обеспечения соответствия стратегически заданных параметров динамике образовательных процессов и условий развития университета предусматривается проведение ежегодного планирования международной деятельности с мониторингом выполнения плана, составлением аналитических отчетов и коррекцией (при необходимости) заложенных в прогноз величин.

 

Контакты

Адрес:  пр. Партизанский 22а, корпус 3,
к. 246

Тел.: +375 17 209 79 71

Почта: форма обратной связи

 

Академия МВД Республики Беларусь Барановичский государственный университет Белорусский государственный университет культуры и искусств Белоруcский государственный университет транспорта Белорусская медицинская академия последипломного образования Белорусский государственный медицинский университет Брестский государственный технический университет Витебская ордена «Знак Почёта» государственная академия ветеринарной медицины Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет Гомельский государственный университет имени П.О.Сухого Гродненский государственный аграрный университет Гродненский государственный медицинский университет Гродненский государственный университет имени Я.Купалы Могилёвский государственный университет продовольствия Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина Университет гражданской защиты МЧС РБ