Технологии баз данных
и знаний


ЛЕКЦИИ

Лекция на тему:

ВВЕДЕНИЕ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
В АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ

Разработчик: ст. преп. Куратева Т. В.

 

План лекции

1. Предмет и содержание дисциплины

2. Экономическая информация

3. Экономические информационные системы

4. Внемашинная организация экономической информации

5. Внутримашинная организация экономической информации

Литература

Глоссарий

 

 

&

 

2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

2.1. Виды и структурные единицы экономической информации

Важнейшим условием жизнедеятельности общества в период информатизации является формирование и производство информации.

Термин “информация” происходит от латинского "informatio", что означает изложение сущности какого-либо факта или события.

 Под информацией понимается совокупность полезных сведений, являющихся объектом сбора, регистрации, хранения, передачи и преобразования. В общем случае информация определяется как сведения о сторонах материального мира и происходящих в нем процессах.

 Под экономической информацией понимают полезные данные сферы экономики, отображающие через систему натуральных, стоимостных показателей плановую и фактическую производственно-хозяйственную деятельность и причинную взаимосвязь между управляющими и управляемыми объектами. Экономическая информация используется на всех уровнях управления народным хозяйством и в зависимости от сферы материального производства делится на несколько типов и видов.

Существует несколько признаков классификации экономической информации, которые различаются по:

· функциям управления;

· месту возникновения;

· стадиям образования;

· степени использования;

· периоду возникновения;

· способу представления данных;

· стабильности и др.

Классификация экономической информации по функциям управления:

1) учетная;

2) плановая;

3) директивная;

4) статистическая.

Классификация экономической информации по месту возникновения:

1) внутренняя (полученная внутри экономического объекта );

2) внешняя (поступающая из вышестоящих звеньев управления).

Классификация экономической информации по стадиям образования:

1) первичная (возникающая на начальной стадии управления);

2) вторичная (возникающая в результате обработки первичной, делится на промежуточную и результативную, использующуюся для принятия решений).

При обработке экономической информации автоматизированным образом к ней предъявляют следующие требования:

- корректность;

- полезность;

- оперативность;

- точность;

- достоверность;

- устойчивость;

- достаточность;

- своевременность передачи потребителям;

- простота кодирования;

- доступность восприятия;

- минимизация расходов на формирование и обработку.

Корректность – обеспечивает ее однозначное восприятие всеми потребителями.

Полезность -  проявляется в том случае, если она способствует достижению стоящей перед потребителем цели.

Оперативность – отражает актуальность информации для необходимых расчетов и принятия решений в изменившихся условиях.

Точность – определяет допустимый уровень искажения как исходной, так и результативной информации, при котором сохраняется эффективность функционирования системы.

Достоверность – определяется свойством информации отражать реально существующие объекты с необходимой точностью.

Устойчивость – отражает способность реагировать на изменения исходных данных без нарушения необходимой точности. Устойчивость определяется выбранной методикой ее отбора и формирования.

Достаточность – она содержит минимально необходимый объем сведений для принятия правильного решения. Не полная информация снижает эффективность принятия решений. Избыточность обычно снижает оперативность и затрудняет принятие решения, но зато делает информацию более устойчивой.

Экономические показатели описывают разные сущности (предметы, процессы, явления, объекты)  как простые, так и сложные. Каждая сущность имеет определенные свойства (вес, габариты, цена  и пр.).

Совокупность сведений, отражающих какую-либо сущность, называют  составной единицей информации.

Например, единицей информации данных о поставщике являются данные «ФИО», «АДРЕС», «НОМЕНКЛАТУРА ТОВАРОВ», «УСЛОВИЯ ПОСТАВКИ» и т.д.

К структурным единицам экономической информации относятся:

· реквизиты,

· показатели,

· документы,

· массивы.

Неделимая на смысловые единицы единица информации получила название реквизит (элемент данных, атрибут).

Реквизиты  это совокупность формальных элементов, выражающих определенные свойства объекта. Реквизиты принято делить на реквизиты-признаки и реквизиты-основания.

Реквизит-признак характеризует качественное свойство объекта (ФИО, время или место действия и т.д.). Реквизит-основание – это количественная характеристика, выраженная в определенных единицах (объем продукции, цена  и т.д.).

Каждый реквизит характеризуется своим наименованием и значением, которое, в свою очередь, имеет свой формат. Формат указывает тип и максимальную длину значения реквизита. Тип может быть числовым, символьным или логическим. Для обозначения формата используются символы: “9” – в формате обозначает позицию цифры (от 0 до 9), “А” – буквы, “X” – любого символа, “B” – двоичной цифры (0 или 1), “.” – позицию десятичной точки, отделяющей целую от дробной части.

Сочетание одного реквизита-основания с несколькими реквизитами-признаками образуют показатель. На основе показателей строятся документы.

Документом называется совокупность логически связанных реквизитов, имеющих юридическую силу.

Совокупность документов, объединенных по определенному признаку, называется массивом.

 

 


© Минск БГЭУ,
2005 - 201
9