Кафедра коммерческой деятельности и рынка недвижимости

Кафедра коммерческой деятельности и рынка недвижимости является преемственицей кафедры организации торговли, которая как самостоятельное научно-педагогическое подразделение функционировала с 1978 года в результате разукрупнения кафедры экономики и организации торговли, созданной с 1933 года при образовании Белорусского государственного института народного хозяйства им. Куйбышева, сейчас Белорусского государственного экономического университета.

Открытие новых специальностей и специализаций подготовки, разработка новых учебных дисциплин обусловили переименование кафедры организации торговли в 1992 г. в кафедру организации и управления предприятиями торговли и услуг, а в 1997 г. – кафедру управления предприятиями торговли и услуг,в 2012 г. – кафедру коммерческой деятельности на внутреннем и внешнем рынках. Свое нынешнее наименование кафедра получила в 2018 г.

Заведующими кафедры плодотворно работали к. эк. н., проф. В.Н. Платонов (1978-1991), д-р эк. н., проф. Н.И. Кабушкин (1991-1997), д-р эк. н., проф. Г.А. Королёнок (1997-2003), к. эк. н., доц. Г.Г. Гоцкий (2003-2014), к.э.н., доц. Климченя Л.С. (2014 по октябрь 2023). С ноября 2023 г.  Кафедрой руководит кандидат экономических наук, доцент Наталья Евгеньевна Свирейко.

Кафедра гордится тем, что именно из этого коллектива вышел один из ректоров БГЭУ – профессор Р.М. Карсеко. В настоящее время на кафедре работают 1 профессор-консультант, 1 профессор, 7 доцентов и 3 ассистента.

Кафедра обеспечена высококвалифицированными научно-педагогическими кадрами. В разные годы на кафедре работали доктора экономических наук, профессора А.С. Артемьев, И.Л. Акулич, Н.И.  Кабушкин, Р.М. Карсеко, работают Г.А. Короленок, В.Н. Платонов.

Большое внимание уделяется подготовке научных кадров высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру. За последние десять лет на кафедре защищены 10 диссертаций на соискание ученой степени кандидата экономических наук. В настоящее время проходят обучение 1 докторант и 5 аспирантов. Профессор, д-р эк. н. Королёнок Г.А. возглавляет Научно-педагогическую школу экономики и управления в торговле.

Специальности

Общее высшее образование

Магистратура

Кафедра является профилирующей и выпускает специалистов по двум специальностям I ступени высшего образования: «Экономика и управление» с присвоением квалификации экономист-менеджер и «Коммерция» с присвоением квалификации экономист.

По специальности «Экономика и управление» на кафедре ведется подготовка по уникальной профилизации «Экономика и управление на рынке недвижимости», обеспечивающей получение высшего экономического образования в сфере недвижимости и квалификации экономист-менеджер. Будущая профессия охватывает разные виды деятельности: от приобретения, сдачи в аренду существующих объектов недвижимости до покупки неподготовленной земли и продажи улучшенных участков. Учебный план данной специальности предусматривает углубленное изучение управленческих учебных дисциплин (управление недвижимостью, коммерческая деятельность на рынке недвижимости, менеджмент организации, личные продажи, риск-менеджмент и антикризисное управление) и экономических (комплексная оценка недвижимости, экономика и управление инвестиционной деятельностью, бизнес-планирование, ценообразование на рынке недвижимости). Подготовка экономистов-менеджеров для рынка недвижимости предусматривает изучение делового иностранного языка и профессионально ориентированного иностранного языка на протяжении двух с половиной лет.

По специальности «Коммерция» кафедра обеспечивает подготовку по двум профилизациям: «Коммерция на внешнем рынке» и «Электронная коммерция». Профилизация «Коммерция на внешнем рынке» предусматривает подготовку экономистов для сферы внешней торговли, хорошо знающих методики исследования внешних рынков, организацию внешнеторговой деятельности и подходы к оценке экспортного потенциала и формирования товаропроводящих сетей на внешних рынках, владеющих знаниями в сфере коммерческой дипломатии и способными профессионально коммуницировать на иностранном языке.

С 2023 года открыта подготовка по новой профилизации «Электронная коммерция». Обучение по данной профилизации предусматривает подготовку специалистов, владеющих не только современными знаниями и технологиями создания новых электронных торговых площадок и сервисов, но и навыками их эффективного коммерческого использования, обеспечивающего устойчивое экономическое развитие не только отдельной организации, но и страны в целом. Востребованность специалистов с профессиональными компетенциями в сфере инновационной деятельности, включая электронную коммерцию, обусловлена спецификой создания и управления интернет-магазинами, электронными цифровыми платформами, внедрения новых торговых технологий. В процессе обучения студенты получают знания по учебным дисциплинам «Технологии электронной коммерции», «Продвижение товаров в цифровой среде», «Техники продаж в электронной коммерции», «ИТ-инфраструктура организации», «Инструментальные системы бизнес-аналитики».

На II ступени высшего образования (магистратура) ведется углубленная подготовка по специальностям «Экономика» и «Коммерция». Кафедра является выпускающей по магистерским программам: «Коммерция на внешнем рынке», «Экономика и управление на рынке недвижимости». Выпускник получает степень магистра.

Учебно-методическая работа

Дисциплины

На 1-ступени высшего образования за кафедрой закреплены следующие учебные дисциплины:

В рамках магистерской подготовки за кафедрой закреплены учебные дисциплины:

Учебные и учебно-методические издания и комплексы

Научная работа

На кафедре постоянно выполняются научные исследования как в рамках Государственной программы научных исследований, так и по договорам-подрядам. С 2021 г. в рамках Государственной программы научных исследований «Общество и гуманитарная безопасность белорусского государства» на 2021-2025 годы выполняется научная тема «Формирование механизма продвижения товаров белорусских производителей на мировой рынок посредством электронной торговли». Только за последние пять лет сотрудники опубликовали 3 монографии, более 110 научных статей.

В учебном процессе широко используются новые образовательные технологии, обеспечивающие единство учебного и научного процессов (тестирование, деловые игры, кейс-методы, мультимедийные презентации, управляемая самостоятельная работа студентов).

Кафедрой создан филиал кафедры на базе Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь. К учебному процессу привлекаются ведущие специалисты Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь; Национального центра маркетинга и коньюнктуры цен МИД Республики Беларусь; Государственного объединения «Столичная торговля и услуги»; Белорусской республиканской торгово-промышленной палаты; областных агентств по государственной регистрации и земельному кадастру; ЗАО «Мясо-молочная компания»; СООО «Морозпродукт»; ООО «Твоя Столица»» ООО «Уласны Дах» и др.

Кафедра сотрудничает с рядом отечественных и зарубежных высших учебных заведений: Российским экономическим университетом им. Плеханова, Институтом бизнеса Белорусского государственного университета, Белорусским торгово-экономическим университетом потребительской кооперации, Ташкентским государственным техническим университетом, Ташкентским государственным экономическим университетом и др.

Кафедрой подготовлен ряд учебных и научных публикаций:

  1. Королёнок, Г.А.  Менеджмент торговли, общественного питания и организаций недвижимости: учебник / Г.А. Королёнок, О.Ю. Остальцева.  — Минск: БГЭУ, 2024. — 415 с.
  2. Свирейко, Н.Е. Торговое оборудование: учебное пособие / Н.Е. Свирейко, Л.С. Климченя. — Минск: РИПО, 2022. — 215 с.
  3. Квасникова, В.В. Мировой рынок льняной ткани: состояние и перспективы развития / В.В. Квасникова, О.О. Герасимова. — Витебск: УО «ВГТУ», 2022. — 98 с.
  4. Продвижение белорусских товаров и услуг на потребительский рынок / Г.А. Королёнок [и др.]; под ред. д-ра экон. наук, проф. Г.А. Королёнка. — Минск: РИВШ, 2021. — 288 с.
  5. Королёнок, Г.А. Продвижение инновационных продуктов питания на потребительский рынок: теория и практика / Г.А. Королёнок, О.Ю. Остальцева. – Минск: БелНИИТ «Транстехника», 2021. — 254 с.
  6. Жилая и нежилая недвижимость: учебно-методич. пособие для студентов учреждений высшего образования, обучающихся по специальности 1-25 01 16 «Экономика и управление на рынке недвижимости [Электронный ресурс] / [Л.С. Климченя и др.]; под ред. Л.С. Климчени. — Минск: БГЭУ, 2021. — 248 с. - Режим доступа >>>
  7. Королёнок, Г.А. Менеджмент торговли, общественного питания и недвижимости: учебное пособие для студентов вузов по специальностям «Коммерческая деятельность», «Экономика и управление на рынке недвижимости» / Г. А. Королёнок. — Минск: БГЭУ, 2020. - 208 с.
  8. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие / под ред. Л.С. Климчени. – Минск: Амалфея, 2017. – 188 с.
  9. Платонов, В.Н. Организация и технология торговли: учебник для высших учеб. заведений / В.Н. Платонов, Л.С.Климченя. – Минск: БГЭУ, 2017. – 426 с. - Режим доступа >>>
  10. Уриш, И.В. Организация и технология общественного питания / Уриш И.В., Стасюкевич С.В. – Минск: БГЭУ, 2016. – 410 с.
  11. Королёнок, Г.А. Внешнеторговые отношения Республики Беларусь: монография / Г.А. Короленок, Т.А. Осипович. – Минск: РИВШ, 2015. – 346 с.
  12. Флерко С.Л. Коммерческая деятельность: практикум / С.Л. Флерко. – Минск: Мисанта, 2013. –  117 с.
  13. Королёнок, Г.А. Менеджмент в торговле: учебник / Г.А. Короленок, Г.Г. Гоцкий. – Минск: БГЭУ, 2012. – 335 с.
  14. Ромина А.Г. Коммерческая деятельность: учеб. пособие / А.Г. Ромина. – Минск: БГЭУ, 2009. – 316 с.
  15. Климченя Л.С., Бобровская О.А., Лагойко В.В. Организация и технология торговли: практикум / Л.С. Климченя, О.А. Бобровская, В.В. Лагойко. – Минск: БГЭУ, 2008. – 235 с.
  16. Климченя Л.С. Электронная коммерция: учеб. пособие / Л.С. Климченя. – Минск: Вышэйшая школа, 2004. – 191 с.

Контакты

Адрес: ул.Свердлова 7, корпус 5,
к. 305

Тел.: +375 17 209 79 83

Почта: kupt@bseu.by