Кафедра экономики торговли и услуг

Кафедра экономики торговли и услуг как самостоятельное научно-педагогическое подразделение функционирует с 16 июня 1933 года с момента создания Белорусского государственного экономического университета (до января 1992 г. Белорусский государственный институт народного хозяйства им. В. В. Куйбышева). В 1933 году это была «кафедра экономики и планирования советской торговли», с 1934 года – «кафедра советской и кооперативной торговли» (заведующий – доцент Ф.П. Садовский). С 1959 года – «кафедра экономики и организации торговли» (заведующий – д. э. н., профессор Артемьев А.С.), с 1978 года –  это «кафедра экономики торговли» (заведующий – Соколова М.Ф., Валевич Р.П., Шелег Н.С., Микулич И.М.), а с 1 июля 2016 г. –  «кафедра экономики торговли и услуг».

Заведующий кафедрой –Кармызов Александр Владимирович, кандида экономических наук.

Кафедра экономики торговли и услуг постоянно развивается. В настоящее время на кафедре работают 16 преподавателей: 1 доктор экономических наук, профессор; 1 кандидат экономических наук, профессор; 11 кандидатов экономических наук; 1 кандидат физико-математических наук;  2 ассистента. До 1990-х гг. подготовка кандидатов наук по экономике торговли велась, в основном, в вузах России, Украины. В последние годы кафедра пополняется преимущественно выпускниками собственной аспирантуры.

Специальности

Общее высшее образование

Магистратура

Аспирантура

Кафедра экономики торговли и услуг является выпускающей специалистов с высшим образованием по профилизациям:  "Торговый бизнес и управление продажами",  "Ресторанный бизнес" (на базе общего среднего, среднего специального) специальности "Коммерция" и обеспечивает методическое руководство по указанной специальности в рамках учебно-методического объединения Министерства образования Республики Беларусь.

Получение образования по специальности «Коммерция» позволяет получить обширное образование, позволяющее продолжить обучение в магистратуре по любой специальности. На кафедре успешно работает магистратура (научно- и практико-ориентированная) и аспирантура. Кафедрой осуществляется обучение магистрантов:

Подготовка кадров высшей квалификации через аспирантуру ведется по специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством  как для собственных целей, так и для других вузов Республики Беларусь, других кафедр БГЭУ, учреждений и организаций страны.

В целях обеспечения высокого качества подготовки специалистов постоянно совершенствуется учебный процесс: разработан образовательный стандарт специальности, типовые и учебные планы; обновлены учебно-методические комплексы по преподаваемым учебным дисциплинам и предметам, по итогам научно-исследовательской работы преподавателей кафедры разработаны новые курсы, отражающие процессы формирования рыночной экономики, тенденции  изменения методологии и методики хозяйствования, развития международной торговли, мирового хозяйства; собран банк первичной и статистической информации о деятельности отрасли и отдельных торговых организаций. Преподаватели кафедры постоянно работают над формированием у студентов устойчивых профессиональных знаний с тем, чтобы выпускники БГЭУ получали диплом ВУЗа, как высококвалифицированные экономисты способные решать важные государственные и хозяйственные задачи и решать проблемы развития потребительского рынка страны, торгового и ресторанного бизнеса.

На кафедре к чтению лекций и руководству дипломными работами и другой педагогической и научно-исследовательской работе широко привлекаются практики и работники научных учреждений Беларуси и г. Минска: специалисты и руководители Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Министерства экономики Республики Беларусь,  Главного управления потребительского рынка Мингорисполкома, научные сотрудники института экономики НАН Беларуси, научно-исследовательского института Министерства экономики Республики Беларусь, НИИ Белкоопсоюза, Белорусской торгово-промышленной палаты и др.

Учебно-методическая работа

Дисциплины

За кафедрой экономики торговли и услуг закреплены следующие дисциплины:

Общее высшее образование:

Магистратура:


В учебном процессе широко используются новые образовательные технологии, обеспечивающие единство учебного и научного процессов, тестирование, деловые игры, кейс-методы, решение реальных хозяйственных ситуаций, рейтинговая оценка успеваемости студентов, мультимедийные презентации, раздаточный материал, написание исследовательских рефератов, эссе по важнейшим темам, проведение студенческих конференций по завершению изучения отдельных дисциплин, защита курсовых работ в комиссиях с использованием современных информационных технологий, предзащита дипломных работ. Практику студенты проходят на крупнейших предприятиях республики, занимающих ведущее место в своей сфере.

Учебные и учебно-методические издания и комплексы

Научная работа

За годы функционирования кафедры сложилось несколько направлений научной работы – экономическая оценка состояния и прогнозирования потребительского рынка и его инфраструктуры в современных условиях глобализации и интеграции, инновации в торговле и общественном питании, разработка методологии хозяйствования в торговой отрасли и поиск путей повышения эффективности деятельности торговых организаций, проблемы международной торговли и экономической интеграции, проблемы гостиничного и ресторанного бизнеса, экономики предприятий придорожного сервиса и быстрого обслуживания. К кафедральным научным исследованиям широко привлекаются студенты, магистранты, аспиранты. Итоги выполненных научных исследований кафедры использованы при подготовке монографий, учебников, учебных пособий, доложены на многих международных научно-практических конференциях, опубликованы в их материалах, научных сборниках, журналах. Результаты исследований стали основополагающими для многих научных и учебно-методических публикаций.

Кафедрой подготовлено и опубликовано множество научных изданий, статей, докладов, среди которых за последнее время можно выделить:

  1. Бизнес-планирование: учеб. пособие с грифом Министерства образования Республики Беларусь / А.В. Владыко, Р.П. Валевич. – Минск: Вышэйшая школа, 2012. – 455 с.
  2.  Конкурентоспособность организации: практикум / С.О. Белова, С.Н. Лапина, И.А. Леднёва, О.Б. Пароля-Тесленок. – Минск: БГЭУ, 2018. – 199 с.
  3. Концептуальные подходы к исследованию потребительского рынка (в условиях формирования ЕЭП): монография / Н.С. Шелег, И.М. Микулич [и др.]. – М.: СИА, 2012. – 132 с.
  4. Лапина, С.Н. Управление результативностью труда: теория, методология, практика : моногр. / С.Н. Лапина. Lambert Academic Publishing. – Germany. – 2017.
  5. Международная торговля: учеб. пособие / Н.С. Шелег [и др.]; под ред. Шелега Н.С., Енина Ю.И. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 496 с.
  6. Прыгун, И.В. Экономика торговой организации: лабораторный практикум / И.В. Прыгун, С.И. Кабушкина. – Минск: БГЭУ, 2016. – 167 с.
  7. Прыгун, И.В. Экономика торговой организации: лабораторный практикум / И.В. Прыгун, С.И. Кабушкина. – 2-е изд. – Минск: БГЭУ, 2017. – 179 с.
  8. Стратегия развития потребительского рынка с учетом глобализации и интеграции: монография / Н.С. Шелег, И.М. Микулич и др., 2014. – М.: СИА. – 193 с.
  9. Шелег, Н.С., Енин, Ю.И. Инфраструктура товарного рынка: учеб. пособие / Н.С. Шелег, Ю.И. Енин. – Минск, 2012. – 412 с.  
  10. Шелег Н.С., Шелег С.Н. Современные тенденции развития внешней торговли Беларуси : моногр. / под. ред. Н.С. Шелега. – Минск: СИА, 2017. – 136 с.
  11. Экономика гостиниц и ресторанов: практикум / О.П. Ефимова-Стадник [и др.]; под ред. О.П. Ефимовой-Стадник. – Минск: БГЭУ, 2013. – 206 с.
  12. Экономика организаций торговли: учеб. пособие / под ред. Р.П. Валевич, Г.А. Давыдовой. – Минск: БГЭУ, 2010. – 671 с.
  13. Экономика торговли : учеб. пособие / Н.С. Шелег [и др]; под общ. ред. Н.С.Шелега, Р.П. Валевич. – Минск: Вышэйшая школа, 2012. – 559 с.
  14. Пацай Л.С. Оценка потребительского рынка Республики Беларусь в условиях интеграции : моногр./ Л.С. Пацай. Lambert Academic Publishing. - Germany. – 2018. – 239 с.
  15. Шелег, Н.С. Шелег, С.Н. Экспертиза и инспектирование проектов и объектов недвижимости: моногр.  / Н.С. Шелег, С.Н. Шелег. – М.: СИА, 2019. – 136 с.
  16. A.I. Yerchak, I.M. Mikulich , V.A. Gavrilenko , M.S. Trofimova Peculiarities Of Management In Regulation Of Minimum Prices For Strong Alcoholic Beverages / The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS). – 2019. – № 40. – P. 358-368. (Web of Science)
  17. А. I. Yerchak, I. M. Mikulich , V. A. Gavrilenko , M. S. TrofimovaExternal Reference Pricing: The Market Of Medicines In The Republic Of Belarus / The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS). – 2019. № 77. – Р. 262–268.
  18. Микулич, И.М., Ерчак, А.И., Гавриленко, В.А., Трофимова, М.С. Обоснование и особенности внедрения внешнего референтного ценообразования на рынке лекарственных средств Республики Беларусь // BENEFICIUM. – 2020. – 2(35). – С 4–15.

Выпускники кафедры в настоящее время занимают ведущие должности в различных министерствах и ведомствах, головных управлениях государственных предприятий, ведущих торговых организациях традиционной розницы г. Минска (ОАО «ГУМ», ОАО «ЦУМ Минск» и др.), в руководстве крупнейших торговых сетей, таких как Евроопт (ООО «Евроторг»), Корона (ООО «Табак-Инвест») и др.  Во многом от их решений  зависит настоящее и будущее торгового бизнеса в Республике Беларусь.

 С целью укрепления научных связей Белорусского государственного экономического университета с Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь по согласованию с Министерством образования Республики Беларусь с 4 января 2019 года на базе кафедры экономики торговли и услуг факультета коммерции и туристической индустрии начала функционирование отраслевая лаборатория антимонопольного и ценового регулирования, регулирования в области торговли.

 

Контакты

Адрес: ул.Свердлова 7, корпус 5,
к. 207

Тел.: +375 17 209 79 80

Почта: ketor@bseu.by