Кафедра экономики торговли и услуг
Кафедра экономики торговли и услуг как самостоятельное научно-педагогическое подразделение функционирует с 16 июня 1933 года с момента создания Белорусского государственного экономического университета (до января 1992 г. Белорусский государственный институт народного хозяйства им. В. В. Куйбышева). В 1933 году это была «кафедра экономики и планирования советской торговли», с 1934 года – «кафедра советской и кооперативной торговли» (заведующий – доцент Ф.П. Садовский). С 1959 года – «кафедра экономики и организации торговли» (заведующий – д. э. н., профессор Артемьев А.С.), с 1978 года – это «кафедра экономики торговли» (заведующий – Соколова М.Ф., Валевич Р.П., Шелег Н.С., Микулич И.М.), а с 1 июля 2016 г. – «кафедра экономики торговли и услуг».
Заведующий кафедрой –Кармызов Александр Владимирович, кандида экономических наук.
Кафедра экономики торговли и услуг постоянно развивается. В настоящее время на кафедре работают 16 преподавателей: 1 доктор экономических наук, профессор; 1 кандидат экономических наук, профессор; 11 кандидатов экономических наук; 1 кандидат физико-математических наук; 2 ассистента. До 1990-х гг. подготовка кандидатов наук по экономике торговли велась, в основном, в вузах России, Украины. В последние годы кафедра пополняется преимущественно выпускниками собственной аспирантуры.
Специальности
Общее высшее образование
- «Коммерция»
профилизации- «Торговый бизнес и управление продажами»;
- «Ресторанный бизнес»
Магистратура
- специальность «Коммерция» по следующим профилизациям:
- «Коммерция на рынке ресторанных услуг»
Аспирантура
- «Экономика и управление народным хозяйством»
Кафедра экономики торговли и услуг является выпускающей специалистов с высшим образованием по профилизациям: "Торговый бизнес и управление продажами", "Ресторанный бизнес" (на базе общего среднего, среднего специального) специальности "Коммерция" и обеспечивает методическое руководство по указанной специальности в рамках учебно-методического объединения Министерства образования Республики Беларусь.
Получение образования по специальности «Коммерция» позволяет получить обширное образование, позволяющее продолжить обучение в магистратуре по любой специальности. На кафедре успешно работает магистратура (научно- и практико-ориентированная) и аспирантура. Кафедрой осуществляется обучение магистрантов:
Подготовка кадров высшей квалификации через аспирантуру ведется по специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством как для собственных целей, так и для других вузов Республики Беларусь, других кафедр БГЭУ, учреждений и организаций страны.
В целях обеспечения высокого качества подготовки специалистов постоянно совершенствуется учебный процесс: разработан образовательный стандарт специальности, типовые и учебные планы; обновлены учебно-методические комплексы по преподаваемым учебным дисциплинам и предметам, по итогам научно-исследовательской работы преподавателей кафедры разработаны новые курсы, отражающие процессы формирования рыночной экономики, тенденции изменения методологии и методики хозяйствования, развития международной торговли, мирового хозяйства; собран банк первичной и статистической информации о деятельности отрасли и отдельных торговых организаций. Преподаватели кафедры постоянно работают над формированием у студентов устойчивых профессиональных знаний с тем, чтобы выпускники БГЭУ получали диплом ВУЗа, как высококвалифицированные экономисты способные решать важные государственные и хозяйственные задачи и решать проблемы развития потребительского рынка страны, торгового и ресторанного бизнеса.
На кафедре к чтению лекций и руководству дипломными работами и другой педагогической и научно-исследовательской работе широко привлекаются практики и работники научных учреждений Беларуси и г. Минска: специалисты и руководители Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Министерства экономики Республики Беларусь, Главного управления потребительского рынка Мингорисполкома, научные сотрудники института экономики НАН Беларуси, научно-исследовательского института Министерства экономики Республики Беларусь, НИИ Белкоопсоюза, Белорусской торгово-промышленной палаты и др.
Учебно-методическая работа
Дисциплины
За кафедрой экономики торговли и услуг закреплены следующие дисциплины:
Общее высшее образование:
- Автоматизированное рабочее место специалиста рынка недвижимости
- АРМ специалиста
- Балансовая политика
- Бизнес-планирование
- Введение в специальность
- Инфраструктура товарных рынков
- Комплексная оценка недвижимости
- Компьютерное моделирование бизнес-процессов на рынке недвижимости
- Компьютерное моделирование коммерческих бизнес- процессов
- Конкурентоспособность организации
- Конкурентоспособность продовольственных товаров
- Конкурентоспособность товаров
- Международная торговля
- Оценка земельной собственности и кадастр
- Финансовая политика в торговле
- Финансовая политика на рынке недвижимости и ипотека
- Ценообразование
- Ценообразование на рынке недвижимости
- Ценообразования в торговле
- Экономика инвестиций и инноваций
- Экономика недвижимости
- Экономика общественного питания
- Экономика организации (предприятия)
- Экономика торговли
- Экономика торговой организации
- Экономическая стратегия организации
- Экспертиза и инспектирование проектов и объектов недвижимости
Магистратура:
- Адвокатирование конкуренции
- Антиконкурентные соглашения и недобросовестная конкуренция
- Антимонопольная политика
- Антимонопольные запреты
- Бизнес-группы в современном торговом бизнесе
- Бизнес-группы на трансграничных рынках
- Бизнес-проектирование
- Бизнес-проектирование в ресторанном бизнесе
- Инновационная политика в ресторанном бизнесе
- Информационное обеспечение функционирования объектов ресторанного бизнеса
- Исследование рынков и конкуренции
- Конкурентное право
- Конкурентное право Евразийского экономического союза
- Конкурентный потенциал ресторанного бизнеса
- Культура питания и инструменты ее отражения
- Модели и стратегии развития бизнеса
- Обоснование концепции развития ресторанного бизнеса
- Оценка стоимости бизнеса
- Оценка стоимости ресторанного бизнеса
- Поведение потребителей и программы лояльности
- Процессуальные аспекты рассмотрения антимонопольных дел
- Ресторанный бизнес в индустрии гостеприимства
- Риск-менеджмент
- Ценовая политика во внешнеторговой деятельности
- Экономический анализ рынков
- Инвестиции в недвижимость
- Инвестиционная политика организации
- Бизнес-планирование в сфере недвижимости
В учебном процессе широко используются новые образовательные технологии, обеспечивающие единство учебного и научного процессов, тестирование, деловые игры, кейс-методы, решение реальных хозяйственных ситуаций, рейтинговая оценка успеваемости студентов, мультимедийные презентации, раздаточный материал, написание исследовательских рефератов, эссе по важнейшим темам, проведение студенческих конференций по завершению изучения отдельных дисциплин, защита курсовых работ в комиссиях с использованием современных информационных технологий, предзащита дипломных работ. Практику студенты проходят на крупнейших предприятиях республики, занимающих ведущее место в своей сфере.
Учебные и учебно-методические издания и комплексы
Научная работа
За годы функционирования кафедры сложилось несколько направлений научной работы – экономическая оценка состояния и прогнозирования потребительского рынка и его инфраструктуры в современных условиях глобализации и интеграции, инновации в торговле и общественном питании, разработка методологии хозяйствования в торговой отрасли и поиск путей повышения эффективности деятельности торговых организаций, проблемы международной торговли и экономической интеграции, проблемы гостиничного и ресторанного бизнеса, экономики предприятий придорожного сервиса и быстрого обслуживания. К кафедральным научным исследованиям широко привлекаются студенты, магистранты, аспиранты. Итоги выполненных научных исследований кафедры использованы при подготовке монографий, учебников, учебных пособий, доложены на многих международных научно-практических конференциях, опубликованы в их материалах, научных сборниках, журналах. Результаты исследований стали основополагающими для многих научных и учебно-методических публикаций.
Кафедрой подготовлено и опубликовано множество научных изданий, статей, докладов, среди которых за последнее время можно выделить:
- Бизнес-планирование: учеб. пособие с грифом Министерства образования Республики Беларусь / А.В. Владыко, Р.П. Валевич. – Минск: Вышэйшая школа, 2012. – 455 с.
- Конкурентоспособность организации: практикум / С.О. Белова, С.Н. Лапина, И.А. Леднёва, О.Б. Пароля-Тесленок. – Минск: БГЭУ, 2018. – 199 с.
- Концептуальные подходы к исследованию потребительского рынка (в условиях формирования ЕЭП): монография / Н.С. Шелег, И.М. Микулич [и др.]. – М.: СИА, 2012. – 132 с.
- Лапина, С.Н. Управление результативностью труда: теория, методология, практика : моногр. / С.Н. Лапина. Lambert Academic Publishing. – Germany. – 2017.
- Международная торговля: учеб. пособие / Н.С. Шелег [и др.]; под ред. Шелега Н.С., Енина Ю.И. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 496 с.
- Прыгун, И.В. Экономика торговой организации: лабораторный практикум / И.В. Прыгун, С.И. Кабушкина. – Минск: БГЭУ, 2016. – 167 с.
- Прыгун, И.В. Экономика торговой организации: лабораторный практикум / И.В. Прыгун, С.И. Кабушкина. – 2-е изд. – Минск: БГЭУ, 2017. – 179 с.
- Стратегия развития потребительского рынка с учетом глобализации и интеграции: монография / Н.С. Шелег, И.М. Микулич и др., 2014. – М.: СИА. – 193 с.
- Шелег, Н.С., Енин, Ю.И. Инфраструктура товарного рынка: учеб. пособие / Н.С. Шелег, Ю.И. Енин. – Минск, 2012. – 412 с.
- Шелег Н.С., Шелег С.Н. Современные тенденции развития внешней торговли Беларуси : моногр. / под. ред. Н.С. Шелега. – Минск: СИА, 2017. – 136 с.
- Экономика гостиниц и ресторанов: практикум / О.П. Ефимова-Стадник [и др.]; под ред. О.П. Ефимовой-Стадник. – Минск: БГЭУ, 2013. – 206 с.
- Экономика организаций торговли: учеб. пособие / под ред. Р.П. Валевич, Г.А. Давыдовой. – Минск: БГЭУ, 2010. – 671 с.
- Экономика торговли : учеб. пособие / Н.С. Шелег [и др]; под общ. ред. Н.С.Шелега, Р.П. Валевич. – Минск: Вышэйшая школа, 2012. – 559 с.
- Пацай Л.С. Оценка потребительского рынка Республики Беларусь в условиях интеграции : моногр./ Л.С. Пацай. Lambert Academic Publishing. - Germany. – 2018. – 239 с.
- Шелег, Н.С. Шелег, С.Н. Экспертиза и инспектирование проектов и объектов недвижимости: моногр. / Н.С. Шелег, С.Н. Шелег. – М.: СИА, 2019. – 136 с.
- A.I. Yerchak, I.M. Mikulich , V.A. Gavrilenko , M.S. Trofimova Peculiarities Of Management In Regulation Of Minimum Prices For Strong Alcoholic Beverages / The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS). – 2019. – № 40. – P. 358-368. (Web of Science)
- А. I. Yerchak, I. M. Mikulich , V. A. Gavrilenko , M. S. TrofimovaExternal Reference Pricing: The Market Of Medicines In The Republic Of Belarus / The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS). – 2019. № 77. – Р. 262–268.
- Микулич, И.М., Ерчак, А.И., Гавриленко, В.А., Трофимова, М.С. Обоснование и особенности внедрения внешнего референтного ценообразования на рынке лекарственных средств Республики Беларусь // BENEFICIUM. – 2020. – 2(35). – С 4–15.
Выпускники кафедры в настоящее время занимают ведущие должности в различных министерствах и ведомствах, головных управлениях государственных предприятий, ведущих торговых организациях традиционной розницы г. Минска (ОАО «ГУМ», ОАО «ЦУМ Минск» и др.), в руководстве крупнейших торговых сетей, таких как Евроопт (ООО «Евроторг»), Корона (ООО «Табак-Инвест») и др. Во многом от их решений зависит настоящее и будущее торгового бизнеса в Республике Беларусь.
С целью укрепления научных связей Белорусского государственного экономического университета с Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь по согласованию с Министерством образования Республики Беларусь с 4 января 2019 года на базе кафедры экономики торговли и услуг факультета коммерции и туристической индустрии начала функционирование отраслевая лаборатория антимонопольного и ценового регулирования, регулирования в области торговли.
Тел./факс.: (+375 17) 209-88-16
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
Тел.: (+375 17) 209-88-99