Куратору

Помощь психолога для кураторов учебных групп

Работа куратора – это не только академическое наставничество, но и забота о психологическом благополучии студентов. Вы находитесь на передовой и первыми можете заметить, что студент переживает стресс, столкнулся с трудностями или ему нужна поддержка. Психолог – ваш надежный партнер в этой работе. Мы готовы поддержать вас и ваших подопечных, чтобы вместе мы могли сохранить в группе здоровую и продуктивную атмосферу.

Как мы можем сотрудничать:

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФАКУЛЬТЕТОВ СПЕЦИАЛИСТАМИ ОТДЕЛА СППР УИВР
на 2025/2026 учебный год

Ф.И.О.
специалиста

Факультеты

Рабочее место/
контактный телефон

Витвицкая
Любовь Юрьевна
педагог-психолог

ФЭМ, СЭФ

 

общежитие № 2, каб.214
+37517 209 88 75

Гридюшко
Алина Фёдоровна
педагог-психолог

ФФБД

общежитие №6, 13 этаж
+37517 229 12 41

Кучеренко
Валерия Анатольевна
педагог-психолог

ФМЭО, ФМБК

общежитие № 3, каб.232Б

Козлова
Елена Дмитриевна
педагог-психолог

УЭФ, ФП

общежитие №7, каб.88б
+37517 229 12 83

Лущековская
Елена Владимировна
педагог-психолог

ФКТИ

общежитие № 5, 7этаж
+37517 229 12 85

Наумовец
Наталья Николаевна
педагог-психолог

ФМк, ФЦЭ

общежитие № 4, каб.212
+37517 209 79 58

 

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

НАСТАВНИК ДЛЯ СТУДЕНТА: КАК КУРАТОР МОЖЕТ ПОМОЧЬ ГРУППЕ СТАТЬ НАСТОЯЩЕЙ КОМАНДОЙ

Первый курс — это всегда непросто: новая среда, непривычные требования и целое море незнакомых лиц в группе. В этот момент именно куратор становится для студентов опорой, наставником и тем, кто может превратить разрозненную группу в сплоченный коллектив. Расскажем, как построить эту работу максимально эффективно.

  1. Понимать, а не воспитывать

Ключ к успеху — в понимании психологии юношеского возраста. Студенты-первокурсники — это уже не школьники, но еще и не взрослые с полностью сформировавшимся мировоззрением. Они ищут себя, свое место в жизни, остро реагируют на мнение сверстников и нуждаются в уважительном диалоге. Куратор, который помнит об этом, вызывает доверие и может влиять на группу не приказами, а советом и авторитетом.

  1. Создать атмосферу, а не просто «собрать группу»

Одна из главных задач — создать в группе здоровый микроклимат. Сделать это в одиночку практически невозможно, и здесь на помощь приходят университетские психологи. Совместные тренинги на командообразование, занятия по развитию коммуникативных навыков — все это не просто «мероприятия для галочки», а реальный инструмент для построения отношений в коллективе.

Хорошо работают проекты, где важен общий результат. Когда успех зависит от каждого, студенты сами начинают помогать друг другу, а не работать поодиночке.

  1. Помочь справиться со стрессом

Сессия, сложные предметы, конфликты — все это источники серьезного стресса. Куратор может стать тем, кто вовремя заметит проблему и подскажет, куда обратиться. Организация тематических встреч с психологом, где студентов учат справляться с напряжением и управлять своим временем, — это не слабость, а проявление заботы об их психическом здоровье и академических успехах.

  1. Дать не только знания, но и навыки

Учеба в вузе — это не только про лекции и зачеты. Это время, когда формируется будущий профессионал. Куратор может помочь студентам научиться учиться: грамотно планировать время, работать с информацией, ставить цели. Развитие мотивации, силы воли и интеллекта — такая же важная часть подготовки, как и освоение специальных дисциплин.

  1. Быть связующим звеном

Если студент начал пропускать пары, у него упала успеваемость или он замкнулся в себе — это сигнал для куратора. Самое разумное в этой ситуации — не читать нотации, а оперативно подключить педагога-психолога факультета. Вместе они смогут разобраться в причинах и мягко помочь студенту вернуться в русло.

  1. Занять внеучебной деятельностью

Кружки, спортивные секции, волонтерские проекты и студенческие мероприятия — это не «отвлечение от учебы», а мощный инструмент воспитания. Здесь молодые люди учатся ответственности, общению, работе в команде и самодисциплине. Задача куратора — заинтересовать, вовлечь и показать, что университетская жизнь может быть яркой и разнообразной.

  1. Работать на опережение

Многие потенциальные проблемы можно предвидеть и предотвратить. Психологическая диагностика первокурсников в начале года помогает выявить тех, кто может столкнуться с трудностями в адаптации, и точечно оказать им поддержку.

Быть куратором в современном вузе — значит быть ментором, психологом, организатором и старшим товарищем в одном лице. Это сложная, но incredibly важная миссия. Гибкость, понимание и готовность работать в команде с профильными специалистами — вот что превращает формальную обязанность в реальный вклад в будущее студентов.

ТРЕВОЖНЫЕ ЗВОНОЧКИ: НА ЧТО КУРАТОРУ ВАЖНО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ В ОБЩЕНИИ СО СТУДЕНТОМ

Бывает, студент внешне как будто всё делает правильно — ходит на пары, сдает работы, даже улыбается иногда. А внутри — настоящая буря. Мы, кураторы, не психологи и не должны ими быть. Но мы можем стать тем важным "маячком", который вовремя заметит беду и перенаправит её специалисту. Давайте поговорим о тех сигналах, которые действительно можно увидеть в обычном общении.

Что должно нас насторожить:

  1. Стал избегать людей. Перестал общаться с одногруппниками, отказывается от мероприятий, на переменах всегда один
  2. Перестал следить за собой. Всегда опрятный, а теперь ходит в мястой одежде, небрежный вид
  3. Появилась странная рассеянность. Стал часто терять вещи, забывать о встречах
  4. Выглядит "выжатым". Постоянная усталость, сонливость, нет энергии
  5. Начал раздавать вещи. Вдруг стал отдавать свои книги, технику, говоря "мне это уже не нужно"
  6. Стал безразличным. Как будто ему всё равно на всё
  7. Появилась необычная раздражительность. Злится по пустякам
  8. Постоянно тревожится. Говорит, что чувствует приближение чего-то плохого
  9. Стал циничным. Во всём видит только плохое

Часто самые важные сигналы приходят через то, что и как говорит студент. Так например тревожными признаками являются прямые высказывая утери сымсла жить («Я не хочу больше жить», «Лучше бы меня не было»), фразы-намеки («Скоро это всё закончится», «Вам не придётся обо мне беспокоиться», «Я просто устал от всего этого»), постоянный негатив («Всё бессмысленно», «Ничего уже не изменить», «Я всем только мешаю»). Серьезным признаком считается если человек постоянно возвращается к разговорам о смерти, смысле жизни.

Сложные жизненные ситуации, которые также требуют нашего внимания:

  1. Серьёзный конфликт с преподавателем, в группе, с друзьями
  2. Расставание или разрыв важных отношений
  3. Публичное унижение, провал на важном экзамене, ситуация сильного стыда
  4. Чувство отверженности, когда студент чувствует себя "не в своей тарелке" в группе

Что делать, если вы что-то заметили?

Начните с доверительного разговора. Ваша задача — не допрашивать, а показать, что вы рядом. Найдите спокойное место и время, где вам никто не помешает. Начните с простого наблюдения: «Я заметил, что ты в последнее время выглядишь очень уставшим. Мне не всё равно. Хочешь поговорить?» или «Мне показалось, что тебе тяжело.

ем я могу помочь?». Главное — слушайте. Дайте студенту выговориться, не перебивайте и не давайте готовых советов. Иногда возможность быть выслушанным — это уже огромная помощь.

Важно помнить одно правило: нельзя обещать полную конфиденциальность. Если студент доверительно сообщает о мыслях уйти из жизни, мягко объясните: «Спасибо за доверие, это многое для меня значит. Но твоя безопасность — самое важное. Поэтому я не могу оставить это только между нами. Мы вместе обратимся к специалисту, который умеет помогать в таких ситуациях. Я буду с тобой на каждом шагу».

Следующий шаг — немедленно обратиться к специалисту. Как только вы поняли серьёзность ситуации, ваша ключевая задача — связаться с педагогом-психологом вашего факультета. Опишите ему всё, что заметили: изменения в поведении, прозвучавшие фразы, общее состояние студента. Вы — важное звено, которое первым заметило проблему, а психолог — тот, кто обладает инструментами для профессиональной помощи.

Позаботьтесь о себе. Подобные разговоры требуют много душевных сил. Обсудите свои переживания с коллегой или психологом. Вы сделали самое важное — не прошли мимо и протянули руку помощи в тот момент, когда это было особенно нужно.

Психологическая гостиная

 


Белорусский государственный университет культуры и искусств Белорусская медицинская академия последипломного образования Белорусский государственный медицинский университет Витебская ордена «Знак Почёта» государственная академия ветеринарной медицины Брестский государственный технический университет Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет Гомельский государственный университет имени П.О.Сухого Гродненский государственный аграрный университет Гродненский государственный медицинский университет Гродненский государственный университет имени Я.Купалы Могилёвский государственный университет продовольствия Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина Университет гражданской защиты МЧС РБ Могилевский институт МВД Академия управления при Президенте Республики Беларусь