Профилизация«Экономика инноваций и развитие бизнеса»
Специальность1-25 81 01 Экономика
РуководительНехорошева Людмила Николаевна
Кафедра экономики промышленных предприятий
Степеньмагистр
Зачетные единицы (часы)
ЯзыкРусский
Особенности магистерской программы и её конкурентные преимущества:
Важнейшее конкурентное преимущество данной магистерской программы заключается в ее актуальности, которая значительно обострилась в условиях новой экономики и развивающихся процессов цифровизации.
Исследования, активно проводимые в течение последних 5 лет Бостонской консалтинговой компанией по изучению деятельности наиболее успешных компаний мира, позволили сделать вывод о значимости инновационной деятельности в современной экономике, как об обязательном условии не только лидерства, но и просто выживания. Основной результат исследования: «Инновации или смерть». Инновационная и венчурная деятельность являются специфическими объектами управления, которые требуют специальных подходов и моделей управления. Потребность в таких специалистах очень велика и она постоянно растет, что подтверждается перспективными задачами развития экономики Беларуси, а также мировой практикой. Кроме того, этот вид деятельности требует постоянной творческой самореализации, интеллектуального развития, обеспечивает комплекс компетенций данной программы
Важное конкурентное преимущество программы заключается и в высоком уровне специалистов, разработавших и реализующих эту программу. Все преподаватели, ведущие специальные дисциплины, формирующие основу магистерской программы, во-первых, известные ученые и специалисты в своей области; имеющие публикации, в том числе в зарубежных изданиях, учебники и учебные пособия с грифом Министерства образования Республики Беларусь, во-вторых, являются руководителями и участниками ряда проектов, в том числе международных, активно занимаются научной и аналитической работой, в-третьих, участвуя в разработке и экспертизе проектов, а также законодательных и нормативных актов принимают активное участие в определении приоритетных направлений развития экономики, конкретных субъектов хозяйствования, имеют большой практический опыт.
Миссия программы:
Миссия магистерской программы – формировать аналитические способности и навыки принятия эффективных управленческих решений, обеспечивающих инновационное и венчурное развитие экономических систем любого уровня и сложности, что позволит подготовить магистров, способных быстро реагировать на происходящие изменения, генерировать новые идеи, «проектировать будущее», обосновывать стратегии реализации, уметь принимать эффективные решения в условиях глобальных вызовов.
Цель магистерской программы:
Углубленная подготовка нового поколения высококвалифицированных специалистов в области экономики и управления инновациями, способных организовать венчурную деятельность, обосновать инвестиционные, инновационные и венчурные проекты, оценить и снизить риск, реализовать новые формы организации бизнеса, успешно продвигать инновации на рынок, получать прибыль от коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, реализации высоких технологий.
Руководствуясь высказыванием Стива Джобса о том, что «Инновации – это то, что отличает лидера от отстающего», уметь создать и управлять инновационно-активной организацией, выполнять функции, обеспечивающие конкурентоспособность выпускаемой продукции, услуг, устойчивость на внутреннем и внешнем рынках, активно участвовать в создании и использовании организаций инновационной инфраструктуры.
Краткое содержание магистерской программы:
Данная магистерская программа предусматривает не только изучение основ инноватики, но и получение комплекса знаний и навыков в области новых технологий принятия решений по обоснованию стратегий инновационного развития, методики генерации идей, направлений технологического трансфера, разработки и реализации инвестиционных, инновационных и венчурных проектов, новых моделей организации бизнеса.
Руководитель магистерской программы:
Нехорошева Людмила Николаевна -д.э.н., профессор
Преподаватели:
Быков Алексей Александрович- проректор по научной работе д.э.н. профессор
Заведующий кафедрой экономики и управления к.э.н., доцент Хаустович Наталья Александровна
Егоров Сергей Алексеевич -к.э.н.доцент
Самойлов Михаил Владимирович-к.т.н., доцент
Мироненко Виктор Анатольевич- кандидат физико-математических наук, доцент
Контакты:
Республика Беларусь, Минск 220070
Основные дисциплины:(государственный компонент)
- Микроэкономический анализ и политика
- Макроэкономический анализ и политика
- Прогнозирование национальной экономики
- Инновационное развитие предприятия (организации)
Цель преподавания учебной дисциплины "Инновационное развитие предприятия (организации)" заключается в получении знаний в области теоретических разработок и практики принятия решений по вопросам инновационного развития организации, экономического обоснования инновационных проектов, вовлечения объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот. Эти вопросы являются особенно важными для Беларуси, которая может и должна использовать интеллектуальный ресурс в качестве одного из важнейших факторов развития национальной экономики, построения «интеллектуальной экономики», адаптированной к новым глобальным мегатрендам. Дисциплина ориентирована на формирование компетенций, обеспечивающих способность обосновывать и принимать управленческие решения в контексте процессов цифровизации экономики, учитывая опыт стран -технологических лидеров, в том числе возможности решения новых задач в контексте цифровизации экономики .
Задачи изучения учебной дисциплины заключаются в том, чтобы дать магистрантам теоретические знания, практические навыки, необходимые в области экономического обоснования инновационных стратегий организации , механизма реализации инновационных проектов, управления инновационной деятельностью, развития наукоемких и высокотехнологичных производств.
- Технологии интеллектуального анализа данных
Дисциплины, формирующие основу:
1. Генерация идей и технологический трансфер
Рассматриваются научные и теоретико-методологические основы формирования и развития творческого мышления, охарактеризованы закономерности познавательной деятельности, изложены современные подходы к определению этапов творческого процесса генерации идей, раскрыто понятие технологии получения нового знания.
Большое внимание уделено классификации и характеристике современных методов генерации новаторских идей, включая ассоциативные методы, методы мозгового штурма, контрольных вопросов, синектики, морфологического анализа, а также изучению приемов преодоления психологической инерции при генерации идей. Исследуются особенности теории решения интеллектуальных задач и функционально-стоимостного анализа, а также возможности их использования при генерации идей и организации технологического трансфера.
Особое внимание уделено изучению трансфера технологий и диффузии инноваций как элементов инновационного процесса, дается характеристика объектам и субъектам трансфера технологий, подробно рассмотрены теоретические и практические аспекты организации и экономической эффективности технологического трансфера.
2. Экономический рост и развитие
Учебная дисциплина является одной из основных в магистратуре, так как она отражает наиболее важные детерминанты экономического роста открытой экономики на современном этапе развития.
Объектом учебной дисциплины является изучение динамики и определение важнейших факторов экономического роста и развития открытой экономики с использованием различных подходов и школ.
Цель учебной дисциплины: развитие у магистрантов системных знаний и навыков в области анализа социально-экономических систем с учетом новых моделей социально-экономического развития и особенностей взаимодействия в различных секторах национальной экономики.
Задачи учебной дисциплины:
- осмысление теоретических положений в динамике важнейших детерминантов экономического роста и развития с использованием различных подходов и школ;
- изучение структуры и содержания подходов к управлению социально-экономическим развитием;
- изучение международной практики управления основными детерминантами экономического развития для создания конкурентных преимуществ и национальной конкурентоспособности;
- получение навыков в выявлении особенностей динамики основных детерминант экономического роста путем анализа инновационных стратегий и изучения моделей социально-экономического развития.
3. Количественные методы анализа в бизнесе
4. Формирование экосистемы венчурной деятельности
Цель преподавания учебной дисциплины заключается в получении знаний в области теоретических разработок и практики принятия решений по вопросам экономического обоснования венчурных проектов, изучения содержания венчурной деятельности и особенностей организационно-экономического механизма венчурной деятельности. Эти вопросы особенно важны для Республики Беларусь, которая поставила задачу по значительному увеличению доли производств V технологического уклада и созданию условий для разработок, обеспечивающих развитие производств VI технологического уклада, что невозможно без формирования и активного развития экосистемы венчурной деятельности.
Задачи учебной дисциплины заключаются в получении навыков по поиску источников финансирования венчурных проектов, изучении специфики финансирования «посевной стадии» (Seed), Start-up; ознакомления с процедурой «выхода» из венчурных проектов. Опыт стран, лидирующих в области инновационного и технологического развития, организации создания и функционирования венчурных фондов, доказал высокую эффективность венчурной деятельности в условиях высокого риска и неопределенности, способность привлекать инвестиции в высокорисковые проекты. В Республике Беларусь поставлена задача: активно формировать экосистему венчурной деятельности, без которой невозможно ее эффективное развитие. Данная дисциплина дает знания о структуре, функциях элементов, входящих в данную экосистему, изучает новейшие достижения в этой области зарубежных стран-лидеров, формирует компетенции, необходимые для обоснования и оценки венчурных проектов, их финансирования, использования возможностей венчурных фондов, создания акселераторов и т.д.
Дисциплины по выбору:
Модуль 1 «Прикладная математика»
1.1. Риск-менеджмент организации
Учебная дисциплина направлена на формирование у магистрантов знаний, умений и навыков в области управления рисками.
Задачи изучения дисциплины:
- выяснение причин возникновения хозяйственных рисков;
- классификация рисков и зон рисков,
- освоение методов количественной оценки рисков;
- изучение методов минимизации хозяйственных рисков и процедур риск-менеджмента;
- изучение системы управления рисками на предприятии;
- оценка эффективности мер по минимизации рисков.
1.2. Современные формы организации бизнеса
Учебная дисциплина направлена на изучение теоретических и практических аспектов современных форм организации предпринимательской деятельности, особенностей их правового регулирования и функционирования в зарубежных странах, а также анализ опыта и оценка перспектив их развития в экономике Республики Беларусь.
Задачи изучения дисциплины:
- выявление экономической сущности современных форм организации бизнеса, их преимуществ и проблем;
- анализ причин активизации субконтрактных отношений, развития франчайзинга, промышленных кластеров и ГЧП на современном этапе развития экономики;
- изучение практики правового регулирования и функционирования современных форм организации предпринимательской деятельности в зарубежных странах;
- анализ проблем и оценка возможностей развития новых форм организации бизнеса в экономике Республики Беларусь.
1.3. Информационное обеспечение контроллинга в организации (на предприятии)
Изучение дисциплины обеспечит знание технологий построения и функционирования интегрированных систем управления ресурсами предприятия (класса ERP II); принципов проектирования информационных систем в практических задачах планирования ресурсов предприятия (на примере построения решений SAP для создания интегрированной информационной среды); приобретение навыков использования существующих классов информационных систем в экономике.
Модуль 2 «Интеллектуальное, технологическое и информационное развитие организации»
2.1. Start-up проекты
Изучение дисциплины направлено на формирование у студента целостного понимания организации и управления процессом реализации стартап-проекта, превратить стартап-идею в работающий бизнес.
Задачи учебной дисциплины состоят в формировании способности превратить стартап-идею в работающий бизнес посредством:
- разработки инновационных проектов и их презентации;
- доведения стартап-проектов до инвестиционной стадии, во многом определяющей успешность его осуществления;
- определения эффективной маркетинговой программы реализуемых стартап-проектов с использованием инновационных технологий их интернет-продвижения,
- привлечения инвестиций (от бизнес-ангелов, венчурных фондов, коллективных инвестиций на основе краудфандинга).
2.2. Технологическое развитие
организации
Рассматриваются научные и теоретико-методологические основы исследования производственной деятельности, практические основы функционального анализа структуры производственной деятельности. Исследуются технологические ресурсы, их структура и роль в функционировании и развитии организации.
Большое внимание уделено изучению Государственной политики и нормативно-правовой базы в области научно-технологического развития промышленных предприятий, а также освоению методологии структурного и функционального анализа внешней и внутренней среды технологического развития, определению условий реализации инновационной деятельности и технологического развития в организации.
Исследуются основные закономерности технологического развития производства, а также модели и методы оценки технологического развития.
Рассматривается проблематика анализа и оценки эффективности технологического развития организации, а также вопросы эффективного управления технологическим развитием организации.
2.3. Интегрированные информационные системы планирования ресурсов организации
Изучение дисциплины обеспечит знание технологий построения и функционирования интегрированных систем управления ресурсами предприятия (класса ERP II); принципов проектирования информационных систем в практических задачах планирования ресурсов предприятия (на примере построения решений SAP для создания интегрированной информационной среды); приобретение навыков использования существующих классов информационных систем в экономике.
Факультативные дисциплины:
1. Педагогика и психология высшего образования
Результаты освоения магистерской программы:
Магистр получает компетенции в следующих видах деятельности:
- инновационной;
- информационно-аналитической;
- организационно-управленческой;
- экспертно-консультационной;
- производственно-хозяйственной.
Места проведения практики:
Практика проводится на передовых предприятиях (организациях), реализующих эффективные стратегии инновационного развития, а также в организациях, входящих в инновационную инфраструктуру.
Сферы профессиональной деятельности и места трудоустройства магистра:
Различные сектора национальной экономики, в том числе научные организации, высшие учебные заведения, промышленное производство, организации инновационной инфраструктуры (научно-технологические парки, центры технологического трансфера и т.д.), консалтинговые фирмы, государственное управление и т.д.
Выпускники:
- Апончик М.Ю. – ООО «МАЗ-Купава».
- Гарбаченя А.А. – ОАО «Беларуськалий».
- Радзишевский П.С. – ЗАО «Белзарубеж строй».
- Сидоренко К.А. – ОАО «Белорусский металлургический завод».
- Косенок А.В. – НТЦ «ЛЭМТ» БелОМО.
- Бурлака Д.С. – ОАО «БелАЗ».
- Подберезкин М.А. – ОДБ Брюссель.
- Парчевский И.Н. – ПРУП «Белмедпрепараты».
- Ковальчук К.Н. – Парк высоких технологий «EPAM Sistems».
- Кулакова Альфия (Казахстан).
В конкурсе для поступления в магистратуру могут принимать участие лица, получившие высшее образование I ступени по специальностям, позволяющим претендовать на высшее образование II ступени, в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации». Поступающие в магистратуру сдают вступительное испытание по специальности.
Лица, имеющие высшее образование первой ступени по специальностям, не соответствующим профилю избранной специальности II ступени согласно Общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ011-2009 «Специальности и квалификации» и требованиям образовательного стандарта по специальности, кроме вступительного испытания сдают дополнительный экзамен (устно) по учебным дисциплинам.
Виды и условия организации вступительных испытаний, сроки и порядок проведения конкурса, вопросы организации приема регламентируются Порядком приема в магистратуру БГЭУ.
Информация абитуриенту
Программа вступительных испытаний
Программы дополнительных испытаний:
Тел./факс: (+375 17) 209-88-88
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
Тел.: (+375 17) 209-88-99