Профилизация«Экономика инноваций и развитие бизнеса»

Специальность1-25 81 01 Экономика

РуководительНехорошева Людмила Николаевна

Кафедра экономики промышленных предприятий

Степеньмагистр

Зачетные единицы (часы)

ЯзыкРусский

 Стоимость

Особенности магистерской программы и её конкурентные преимущества:
Важнейшее конкурентное преимущество данной магистерской программы  заключается в ее актуальности, которая значительно обострилась в условиях новой экономики и развивающихся процессов цифровизации.
 Исследования, активно проводимые в течение последних 5 лет Бостонской консалтинговой компанией по изучению деятельности наиболее успешных компаний мира, позволили сделать вывод о значимости инновационной деятельности в современной экономике, как об обязательном условии не только лидерства, но и просто выживания. Основной результат исследования: «Инновации или смерть». Инновационная и венчурная деятельность являются специфическими объектами управления, которые требуют специальных подходов и моделей управления. Потребность в таких специалистах очень велика и она постоянно растет, что подтверждается перспективными задачами развития экономики Беларуси, а также мировой практикой. Кроме того, этот вид деятельности требует постоянной творческой самореализации, интеллектуального развития, обеспечивает комплекс компетенций данной программы
Важное конкурентное преимущество программы заключается и в высоком уровне специалистов, разработавших и реализующих эту программу. Все преподаватели, ведущие специальные дисциплины, формирующие основу магистерской программы, во-первых, известные ученые и специалисты в своей области; имеющие публикации, в том числе в зарубежных изданиях, учебники и учебные пособия с грифом Министерства образования Республики Беларусь, во-вторых, являются руководителями и участниками ряда проектов, в том числе международных, активно занимаются научной и аналитической работой, в-третьих, участвуя в разработке и экспертизе проектов, а также законодательных и нормативных актов принимают активное участие в определении приоритетных направлений развития экономики, конкретных субъектов хозяйствования, имеют большой практический опыт.

Миссия программы:
Миссия  магистерской программы – формировать аналитические способности и навыки принятия эффективных управленческих решений, обеспечивающих инновационное и венчурное развитие экономических систем любого уровня и сложности, что позволит подготовить магистров, способных быстро реагировать на происходящие изменения, генерировать новые идеи, «проектировать будущее», обосновывать стратегии реализации, уметь принимать эффективные решения в условиях глобальных вызовов.

Цель магистерской программы:
Углубленная подготовка нового поколения высококвалифицированных специалистов в области экономики и управления инновациями, способных организовать венчурную деятельность, обосновать инвестиционные, инновационные и венчурные проекты, оценить и снизить риск, реализовать новые формы организации бизнеса, успешно продвигать инновации на рынок, получать прибыль от коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, реализации высоких технологий.
Руководствуясь высказыванием Стива Джобса о том, что «Инновации – это то, что отличает лидера от отстающего», уметь создать и управлять инновационно-активной организацией, выполнять функции, обеспечивающие конкурентоспособность выпускаемой продукции, услуг, устойчивость на внутреннем и внешнем рынках, активно участвовать в создании и использовании организаций инновационной инфраструктуры.

Краткое содержание магистерской программы:
Данная магистерская программа предусматривает не только изучение основ инноватики, но и получение комплекса знаний и навыков в области новых технологий принятия решений по обоснованию стратегий инновационного развития, методики генерации идей, направлений технологического трансфера, разработки и реализации инвестиционных, инновационных и венчурных проектов, новых моделей организации бизнеса.

Руководитель магистерской программы:
Нехорошева Людмила Николаевна -д.э.н., профессор
Преподаватели:
Быков Алексей Александрович- проректор по научной работе д.э.н. профессор
Заведующий кафедрой экономики и управления к.э.н., доцент Хаустович Наталья Александровна
Егоров Сергей Алексеевич -к.э.н.доцент
Самойлов Михаил Владимирович-к.т.н., доцент
Мироненко Виктор Анатольевич- кандидат физико-математических наук, доцент

Контакты:
Республика Беларусь, Минск 220070

Основные дисциплины:(государственный компонент)

  • Микроэкономический анализ и политика
  • Макроэкономический анализ и политика
  • Прогнозирование национальной экономики
  • Инновационное развитие предприятия (организации)

Цель преподавания учебной дисциплины "Инновационное развитие предприятия (организации)" заключается в получении знаний в области  теоретических разработок и практики принятия решений  по вопросам инновационного развития организации, экономического обоснования инновационных проектов, вовлечения объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот. Эти вопросы являются особенно важными для Беларуси, которая может и должна  использовать  интеллектуальный ресурс в качестве одного из важнейших факторов развития национальной экономики, построения «интеллектуальной экономики», адаптированной к новым глобальным мегатрендам. Дисциплина ориентирована на формирование компетенций, обеспечивающих способность  обосновывать и принимать управленческие решения в контексте процессов цифровизации экономики, учитывая опыт стран -технологических лидеров, в том числе возможности решения новых задач   в контексте цифровизации экономики .
Задачи изучения учебной дисциплины заключаются в том, чтобы дать магистрантам теоретические знания, практические навыки, необходимые в области экономического обоснования инновационных стратегий организации , механизма реализации инновационных проектов, управления инновационной деятельностью, развития  наукоемких  и высокотехнологичных производств.

  • Технологии интеллектуального анализа данных

Дисциплины, формирующие основу:   
1. Генерация идей и технологический трансфер
Рассматриваются научные и теоретико-методологические основы формирования и развития творческого мышления, охарактеризованы закономерности познавательной деятельности, изложены современные подходы к определению этапов творческого процесса генерации идей, раскрыто понятие технологии получения нового знания.
Большое внимание уделено классификации и характеристике современных методов генерации новаторских идей, включая ассоциативные методы, методы мозгового штурма, контрольных вопросов, синектики, морфологического анализа, а также изучению приемов преодоления психологической инерции при генерации идей. Исследуются особенности теории решения интеллектуальных задач и функционально-стоимостного анализа, а также возможности их использования при генерации идей и организации технологического трансфера.
Особое внимание уделено изучению трансфера технологий и диффузии инноваций как элементов инновационного процесса, дается характеристика объектам и субъектам трансфера технологий, подробно рассмотрены теоретические и практические аспекты организации и экономической эффективности технологического трансфера.
2. Экономический рост и развитие
Учебная дисциплина  является одной из основных в магистратуре, так как она отражает наиболее важные детерминанты экономического роста открытой экономики на современном этапе развития.
Объектом учебной дисциплины является изучение динамики и определение важнейших факторов экономического роста и развития открытой экономики с использованием различных подходов и школ.
Цель учебной дисциплины: развитие у магистрантов системных знаний и навыков в области анализа социально-экономических систем с учетом новых моделей социально-экономического развития и особенностей взаимодействия в различных секторах национальной экономики.
Задачи учебной дисциплины:
- осмысление теоретических положений в динамике важнейших детерминантов экономического роста и развития с использованием различных подходов и школ;
- изучение структуры и содержания подходов к управлению социально-экономическим развитием;
- изучение международной практики управления основными детерминантами экономического развития для создания конкурентных преимуществ и национальной конкурентоспособности;
- получение навыков в выявлении особенностей динамики основных детерминант экономического роста путем анализа  инновационных стратегий и изучения  моделей социально-экономического  развития.

3. Количественные методы анализа в бизнесе
4. Формирование экосистемы венчурной деятельности
Цель преподавания учебной дисциплины заключается в получении знаний в области  теоретических разработок и практики принятия решений  по вопросам экономического обоснования венчурных проектов, изучения содержания венчурной деятельности и особенностей организационно-экономического механизма венчурной деятельности. Эти вопросы особенно важны для Республики Беларусь, которая поставила задачу по значительному увеличению доли производств V технологического уклада и созданию условий для разработок, обеспечивающих развитие производств VI технологического уклада, что невозможно без формирования и активного развития экосистемы  венчурной  деятельности.
Задачи учебной дисциплины заключаются в получении навыков по поиску источников финансирования венчурных проектов, изучении специфики финансирования «посевной стадии» (Seed), Start-up; ознакомления с процедурой «выхода» из венчурных проектов. Опыт стран, лидирующих в области инновационного и технологического развития, организации создания и функционирования венчурных фондов, доказал  высокую эффективность  венчурной деятельности в условиях высокого риска и неопределенности, способность привлекать инвестиции в высокорисковые проекты. В Республике Беларусь поставлена задача: активно формировать экосистему венчурной деятельности, без которой невозможно ее эффективное развитие. Данная дисциплина дает знания  о структуре, функциях элементов, входящих в данную экосистему, изучает новейшие достижения в этой области зарубежных стран-лидеров, формирует компетенции, необходимые для обоснования и оценки венчурных проектов, их финансирования, использования возможностей  венчурных фондов, создания акселераторов и т.д.
Дисциплины по выбору:
Модуль 1 «Прикладная математика»
1.1. Риск-менеджмент организации
Учебная дисциплина направлена на формирование у магистрантов знаний, умений и навыков в области управления рисками.
Задачи изучения дисциплины:
- выяснение причин возникновения хозяйственных рисков;
- классификация рисков и зон рисков,
- освоение методов количественной оценки рисков;
- изучение методов минимизации хозяйственных рисков и процедур риск-менеджмента;
- изучение системы управления рисками на предприятии;
- оценка эффективности мер по минимизации рисков.
1.2. Современные формы организации бизнеса
Учебная дисциплина направлена на изучение теоретических и практических аспектов современных форм организации предпринимательской деятельности, особенностей их правового регулирования и функционирования в зарубежных странах, а также анализ опыта и оценка перспектив их развития в экономике Республики Беларусь.
Задачи изучения дисциплины:

  • выявление экономической сущности современных форм организации бизнеса, их преимуществ и проблем;
  • анализ причин активизации субконтрактных отношений, развития франчайзинга, промышленных кластеров и ГЧП на современном этапе развития экономики;
  • изучение практики правового регулирования и функционирования современных форм организации предпринимательской деятельности в зарубежных странах;
  • анализ проблем и оценка возможностей развития новых форм организации бизнеса в экономике Республики Беларусь.

 1.3. Информационное обеспечение контроллинга в организации (на предприятии)
Изучение дисциплины обеспечит знание технологий построения и функционирования интегрированных систем управления ресурсами предприятия (класса ERP II); принципов проектирования информационных систем в практических задачах планирования ресурсов предприятия (на примере построения решений SAP для создания интегрированной информационной среды); приобретение навыков использования существующих классов информационных систем в экономике.
Модуль 2 «Интеллектуальное, технологическое и информационное развитие организации»
2.1. Start-up проекты
Изучение дисциплины направлено на формирование у студента целостного понимания организации и управления процессом реализации стартап-проекта, превратить стартап-идею в работающий бизнес.
Задачи учебной дисциплины состоят в формировании способности  превратить стартап-идею в работающий бизнес посредством:
- разработки  инновационных проектов и их презентации;
- доведения стартап-проектов до инвестиционной стадии, во многом определяющей успешность его осуществления;
- определения эффективной маркетинговой программы реализуемых стартап-проектов с использованием инновационных технологий их интернет-продвижения,
- привлечения инвестиций (от бизнес-ангелов, венчурных фондов, коллективных инвестиций на основе краудфандинга).
2.2. Технологическое развитие
организации
Рассматриваются научные и теоретико-методологические основы исследования производственной деятельности, практические основы функционального анализа структуры производственной деятельности. Исследуются технологические ресурсы, их структура и роль в функционировании и развитии организации.
Большое внимание уделено изучению Государственной политики и нормативно-правовой базы в области научно-технологического развития промышленных предприятий, а также освоению методологии  структурного и функционального анализа внешней и внутренней среды технологического развития, определению условий реализации инновационной деятельности и технологического развития в организации.
Исследуются основные закономерности технологического развития производства, а также модели и методы оценки технологического развития.
Рассматривается проблематика анализа и оценки эффективности технологического развития организации, а также вопросы эффективного управления технологическим развитием организации.
2.3. Интегрированные информационные системы планирования ресурсов организации
Изучение дисциплины обеспечит знание технологий построения и функционирования интегрированных систем управления ресурсами предприятия (класса ERP II); принципов проектирования информационных систем в практических задачах планирования ресурсов предприятия (на примере построения решений SAP для создания интегрированной информационной среды); приобретение навыков использования существующих классов информационных систем в экономике.

Факультативные дисциплины:
1. Педагогика и психология высшего образования

Результаты освоения магистерской программы:
Магистр получает компетенции в следующих видах деятельности:
- инновационной;
- информационно-аналитической;
- организационно-управленческой;
- экспертно-консультационной;
- производственно-хозяйственной.
Места проведения практики:
Практика проводится на передовых предприятиях (организациях), реализующих эффективные стратегии инновационного развития, а также в организациях, входящих в инновационную инфраструктуру.

Сферы профессиональной деятельности и места трудоустройства магистра:
Различные сектора национальной экономики, в том числе научные организации, высшие учебные заведения, промышленное производство, организации инновационной инфраструктуры (научно-технологические парки, центры технологического трансфера и т.д.), консалтинговые фирмы, государственное управление и т.д.

Выпускники:

  1. Апончик М.Ю. – ООО «МАЗ-Купава».
  2. Гарбаченя А.А. – ОАО «Беларуськалий».
  3. Радзишевский П.С. – ЗАО «Белзарубеж строй».
  4. Сидоренко К.А. – ОАО «Белорусский металлургический завод».
  5. Косенок А.В. – НТЦ «ЛЭМТ» БелОМО.
  6. Бурлака Д.С. – ОАО «БелАЗ».
  7. Подберезкин М.А. – ОДБ Брюссель.
  8. Парчевский И.Н. – ПРУП «Белмедпрепараты».
  9. Ковальчук К.Н. – Парк высоких технологий «EPAM Sistems».
  10. Кулакова Альфия (Казахстан).

В конкурсе  для поступления в магистратуру могут принимать участие лица, получившие высшее образование I ступени по специальностям, позволяющим претендовать на высшее образование II ступени, в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации». Поступающие в магистратуру сдают вступительное испытание по специальности.

Лица, имеющие высшее образование первой ступени по специальностям, не соответствующим профилю избранной специальности II ступени согласно Общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ011-2009 «Специальности и квалификации» и требованиям образовательного стандарта по специальности, кроме вступительного испытания сдают дополнительный экзамен (устно) по учебным дисциплинам.

Виды и условия организации вступительных испытаний, сроки и порядок проведения конкурса, вопросы организации приема регламентируются Порядком приема в магистратуру БГЭУ.

Информация абитуриенту
Программа вступительных испытаний
Программы дополнительных испытаний:

Контакты

Адрес: пр. Партизанский 16а, корпус 7,
к. 3а

Тел.: +375 17 229-12-62, вн. 17-01 (начальник)
+375 17 209-88-71 вн. 17-05 (методисты)

Почта: milevskaya@bseu.by
magistr@bseu.by

 


Белорусский государственный университет культуры и искусств Белорусская медицинская академия последипломного образования Белорусский государственный медицинский университет Витебская ордена «Знак Почёта» государственная академия ветеринарной медицины Брестский государственный технический университет Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет Гомельский государственный университет имени П.О.Сухого Гродненский государственный аграрный университет Гродненский государственный медицинский университет Гродненский государственный университет имени Я.Купалы Могилёвский государственный университет продовольствия Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина Университет гражданской защиты МЧС РБ Могилевский институт МВД Академия управления при Президенте Республики Беларусь