Описание экспериментального проекта
Экспериментальный проект «Совершенствование деятельности учреждений высшего образования на основе модели «Университет 3.0» (комплексное развитие научно-исследовательской, инновационной и предпринимательской инфраструктуры учреждения высшего образования в целях создания инновационной продукции и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности)».
Срок реализации: 2018-2023 гг.
Участники экспериментального проекта:
– Белорусский государственный университет;
– Белорусский национальный технический университет;
– учреждение образования «Белорусский государственный экономический университет»;
– учреждение образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»;
– учреждение образования «Белорусский государственный технологический университет»;
– учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы»;
– государственное учреждение высшего профессионального образования «Белорусско-Российский университет»;
– учреждение образования «Полоцкий государственный университет» (с 01.09.2019).
Руководитель проекта: Касперович Сергей Антонович, Министерство образования Республики Беларусь, начальник Главного управления профессионального образования, кандидат экономических наук, доцент.
Экспериментальный проект направлен на создание условий для развития действующих учреждений высшего образования в соответствии с моделью «Университет 3.0».
Реализация экспериментального проекта предусматривает два направления действий:
– внесение изменений и дополнений в учебно-программную документацию образовательных программ высшего образования I ступени, направленных на системное взаимосвязанное изучение вопросов инновационной, изобретательской и предпринимательской деятельности (создание бизнес среды) и в учебно-программную документацию образовательных программ высшего образования II ступени, направленных на реализацию стартапов в бизнес-инкубаторах, командное выполнение высокотехнологичных проектов в рамках практико-ориентированного и научно-ориентированного обучения;
– реализацию комплекса мер по созданию субъектов инновационной инфраструктуры (научно-технологические парки, центры трансфера технологий), отраслевых лабораторий, бизнес-инкубаторов, а также и по повышению эффективности научно-исследовательской, инновационной деятельности, которые будут обеспечивать на завершающем этапе коммерческую реализацию инновационной продукции и (или) результатов интеллектуальной деятельности.
Подготовительный этап (до 01.09.2018 г.) предусматривает:
– разработку каждым участником экспериментального проекта Дорожной карты по совершенствованию деятельности учреждения высшего образования на основе модели «Университет 3.0»;
– проведение исследования состояния предпринимательского потенциала студентов;
– определение каждым участником экспериментального проекта перечня специальностей высшего образования, по которым предусматривается реализация экспериментальной деятельности;
– внесение изменений и дополнений в учебно-программную документацию образовательных программ высшего образования II ступени, направленных на реализацию стартапов (в бизнес-инкубаторах), командное выполнение высокотехнологичных проектов в рамках практико-ориентированного и научно-ориентированного обучения.
Первый этап (01.09.2018-31.08.2019 г.) предусматривает:
– внесение изменений и дополнений в учебно-программную документацию образовательных программ высшего образования I ступени, направленных на системное взаимосвязанное изучение вопросов инновационной, изобретательской и предпринимательской деятельности (создание бизнес-среды) или проектирование нового содержания образовательных программ I ступени высшего образования, а также образовательных программ повышения квалификации, направленных на формирование у обучающихся знаний, компетенций и навыков, необходимых для ведения предпринимательской деятельности, для открытия предпринимательских структур малого и среднего бизнеса;
– внедрение в образовательный процесс новых технологий преподавания и обучения, изменение организации образовательного процесса в соответствии с новым проектом Кодекса об образовании;
– организацию образовательного процесса по освоению нового содержания образовательных программ II ступени высшего образования;
– проведение повторного исследования состояния предпринимательского потенциала студентов в целях оценки эффективности принятых мер и реализованных мероприятий на уровне организации образовательного процесса.
Второй этап (01.09.2019-31.08.2020 г.) предусматривает:
– организацию образовательного процесса по освоению нового содержания образовательных программ I ступени высшего образования;
– внедрение в образовательный процесс новых технологий преподавания и обучения, изменение организации образовательного процесса в соответствии с новым проектом Кодекса об образовании (продолжение);
– организацию образовательного процесса по освоению нового содержания образовательных программ I ступени высшего образования;
– проведение повторного исследования состояния предпринимательского потенциала студентов в целях оценки эффективности принятых мер и реализованных мероприятий на уровне организации образовательного процесса.
Третий этап (01.09.2020-31.08.2021 г.) предусматривает:
– организацию образовательного процесса по освоению нового содержания образовательных программ I ступени высшего образования (продолжение);
– организацию образовательного процесса по освоению нового содержания образовательных программ II ступени высшего образования (продолжение);
– создание каждым участником экспериментальной деятельности проектной команды студентов (молодых предпринимателей), которая ориентирована на участие в международном конкурсе Enactus;
– реализацию комплекса мер по созданию субъектов инновационной инфраструктуры (научно-технологические парки, центры трансфера технологий), отраслевых лабораторий, стартап-школ; программ бизнес-акселерации, хакспейсов, бизнес-инкубаторов и др.;
– реализацию комплекса мер по повышению эффективности научно-исследовательской, инновационной деятельности, которые будут обеспечивать на завершающем этапе коммерческую реализацию инновационной продукции и (или) результатов интеллектуальной деятельности;
– создание республиканского Интернет-портала по обмену информацией между университетами и предприятиями: «наука – бизнес».
Четвертый этап (01.09.2021-31.08.2022 г.) предусматривает:
– организацию образовательного процесса по освоению нового содержания образовательных программ I ступени высшего образования (продолжение);
– организацию образовательного процесса по освоению нового содержания образовательных программ II ступени высшего образования (продолжение);
– развитие проектных команд студентов (молодых предпринимателей), которые ориентированы на участие в международном конкурсе Enactus;
– развитие субъектов инновационной инфраструктуры (научно-технологические парки, центры трансфера технологий), отраслевых лабораторий, бизнес-инкубаторов, стартап-школ, программ бизнес-акселерации, хакспейсов и др.;
– реализацию мер по повышению эффективности научно-исследовательской, инновационной деятельности.
Пятый этап (01.09.2022-31.08.2023 г.) предусматривает:
– организацию образовательного процесса по освоению нового содержания образовательных программ I ступени высшего образования (продолжение);
– организацию образовательного процесса по освоению нового содержания образовательных программ II ступени высшего образования (продолжение);
– проведение повторного исследования состояния предпринимательского потенциала студентов в целях оценки эффективности принятых мер и реализованных мероприятий на уровне организации образовательного процесса;
– развитие проектных команд студентов (молодых предпринимателей), которые ориентированы на участие в международном конкурсе Enactus;
– развитие субъектов инновационной инфраструктуры (научно-технологические парки, центры трансфера технологий), отраслевых лабораторий, бизнес-инкубаторов, стартап-школ; программ бизнес-акселерации и др.;
– реализацию мер по повышению эффективности научно-исследовательской, инновационной деятельности.
Тел./факс: (+375 17) 209-88-88
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
Тел.: (+375 17) 209-88-99