Белорусский государственный
экономический университет
Главная Контакты Карта сайта
Презентация факультетов БГЭУ Видеоролик о  БГЭУ Английская версия
логотип
 
 

Кафедра экономики торговли и услуг


Заведующий кафедрой Микулич Инесса Мечиславовна, кандидат экономических наук, доцент.

Кафедра экономики торговли и услуг как самостоятельное научно-педагогическое подразделение функционирует с 16 июня 1933 года с момента создания Белорусского государственного экономического университета (до января 1992 г. Белорусский государственный институт народного хозяйства им. В. В. Куйбышева). В 1933 году кафедра называлась «экономики и планирования советской торговли», с 1934 года – «кафедра советской и кооперативной торговли» (заведующий - доцент Ф.П.Садовский). С 1959 года кафедра называлась «экономики и организации торговли» (заведующий – д.э.н., профессор Артемьев А.С.), с 1978 года «экономики торговли» (заведующий – Соколова М.Ф., Валевич Р.П., Шелег Н.С., Микулич И.М.), а с 1 июля 2016 г. «кафедра экономики торговли и услуг».

Кафедра экономики торговли и услуг постоянно развивается. В настоящее время на кафедре работают 18 преподавателей: 1 доктор экономических наук, профессор; 1 кандидат экономических наук, профессор; 11 кандидатов экономических наук; 5 ассистентов. До 90-х гг. подготовка кандидатов наук по экономике торговли велась, в основном, в вузах России, Украины. В последние годы кафедра пополняется преимущественно выпускниками собственной аспирантуры.
Кафедра экономики торговли и услуг является выпускающей специалистов с высшим образованием по двум специализациям: 1-25 01 10 18 "Коммерческая деятельность на предприятии общественного питания", 1-25 01 10 02 "Коммерческая деятельность на рынке товаров народного потребления" (на базе общего среднего, среднего специального) специальности "Коммерческая деятельность" и обеспечивает методическое руководство по указанной специальности в рамках учебно-методического объединения Министерства образования Республики Беларусь.

Получение образования по специальности «Коммерческая деятельность» позволяет получить обширное образование, позволяющее продолжить обучение в магистратуре по любой специальности. На кафедре успешно работает магистратура (научно- и практико-ориентированная) и аспирантура. Кафедрой осуществляется обучение магистрантов:
Научно-ориентированная магистратура по специальности 1-25 80 04 «Экономика и управление народным хозяйством».

 Практико-ориентированная магистратура:

1) специальность 1-25 81 09 «Коммерческая деятельность» по следующим направлениям:

  • «Торговое дело»
  • «Экономика предпринимательства и инноваций»
  • «Ресторанный бизнес в индустрии гостеприимства»
  • «Биржевая торговля».

2) специальность 1-25 81 12 «Экономика и управление на рынке недвижимости»  по следующим направлениям:

  • Оценка недвижимости и бизнеса

Подготовка кадров высшей квалификации через аспирантуру ведется по специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством  как для собственных целей, так и для других вузов Республики Беларусь, других кафедр БГЭУ, учреждений и организаций страны.

В целях обеспечения высокого качества подготовки специалистов постоянно совершенствуется учебный процесс: разработан образовательный стандарт специальности, типовые и учебные планы; обновлены преподаваемые и разработаны по итогам научно-исследовательской работы преподавателей кафедры новые курсы, отражающие процессы формирования рыночной экономики, тенденции изменения методологии и методики хозяйствования, развития международной торговли, мирового хозяйства; собран банк первичной и статистической информации о деятельности отрасли и отдельных торговых организаций. Преподаватели кафедры постоянно работают над формированием у студентов устойчивых профессиональных знаний с тем, чтобы выпускники БГЭУ получали диплом ВУЗа, как высококвалифицированные экономисты способные решать важные государственные и хозяйственные задачи и решать проблемы развития потребительского рынка страны, торгового и ресторанного бизнеса.

На кафедре к чтению лекций и руководству дипломными работами и другой педагогической и научно-исследовательской работе широко привлекаются практики и работники научных учреждений Беларуси и г. Минска: специалисты и руководители Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, Парламентского Собрания России и Беларуси, Министерства экономики Республики Беларусь,  Главного управления потребительского рынка Мингорисполкома, научные сотрудники института экономики НАН Республики Беларусь, научно-исследовательского института Министерства экономики Республики Беларусь, НИИ Белкоопсоюза, Белорусской Республиканской торгово-промышленной палаты и др.

За кафедрой экономики торговли закреплены следующие дисциплины:

  • АРМ специалиста;
  • Балансовая политика;
  • Балансовый инструментарий финансовой диагностики;
  • Бизнес-планирование;
  • Бизнес-процессы в розничной торговой сети (непродовольственные товары);
  • Биржевые стратегии и принципы их разработки;
  • Введение в специальность;
  • Изучение и формирование потребительского спроса на услуги ресторана;
  • Инвестиции в торговом бизнесе;
  • Инновационные технологии развития торговли и  ресторанного бизнеса
  • Инновационные технологии развития  ресторанного бизнеса;
  • Инфраструктура товарного рынка;
  • Инфраструктура товарных рынков;
  • Комплексная оценка биржевых сделок;
  • Компьютерное моделирование коммерческих бизнес-процессов;
  • Конкурентоспособность организации;
  • Конкурентоспособность продовольственных товаров;
  • Конкурентоспособность товаров;
  • Концепции развития мировой биржевой торговли;
  • Международная торговля;
  • Методология планирования;
  • Нормативно-информационное обеспечение функционирования объектов ресторанного бизнеса;
  • Нормативно-правовое регулирование биржевой торговли;
  • Основы предпринимательства;
  • Проектный анализ и планирование инноваций;
  • Развитие рынка ресторанных услуг в индустрии гостеприимства;
  • Риски в биржевой торговле и их диверсификация;
  • Риск-менеджмент;
  • Специфика функционирования службы питания в различных типах отелей;
  • Стратегия и тактика финансового поведения объектов ресторанного бизнеса;
  • Стратегия и тактика финансового поведения торговых организаций;
  • Стратегии финансирования на биржевом рынке;
  • Тенденции и направления развития товарно-сырьевых бирж;
  • Тендерные торги;
  • Теория и практика оценки конкурентоспособности непродовольственных товаров;
  • Управление качеством ресторанных услуг;
  • Финансовая политика в торговле;
  • Формирование ассортиментной, ценовой политики;
  • Ценовая политика ресторана;
  • Ценообразование;
  • Ценообразование в торговле;
  • Экономика биржевой торговли;
  • Экономика внутриотельных ресторанов;
  • Экономика инноваций в общественном питании;
  • Экономика инноваций в торговле;
  • Экономика малого и среднего бизнеса;
  • Экономика недвижимости;
  • Экономика общественного питания;
  • Экономика организации (предприятия);
  • Экономика торговли;
  • Экономика торговой организации;
  • Экономическая стратегия организации.

В учебном процессе широко используются новые образовательные технологии, обеспечивающие единство учебного и научного процессов, тестирование, деловые игры, кейс-методы, решение реальных хозяйственных ситуаций, рейтинговая оценка успеваемости студентов, мультимедийные презентации, раздаточный материал, написание исследовательских рефератов, эссе по важнейшим темам, проведение студенческих конференций по завершению изучения отдельных дисциплин, защита курсовых работ в комиссиях с использованием современных информационных технологий, предзащита дипломных работ. Практику студенты проходят на крупнейших предприятиях республики, занимающих ведущее место в своей сфере.

За годы функционирования кафедры сложилось несколько направлений научной работы – экономическая оценка состояния и прогнозирования потребительского рынка и его инфраструктуры в современных условиях глобализации и интеграции, инновации в торговле и общественном питании, разработка методологии хозяйствования в торговой отрасли и поиск путей повышения эффективности деятельности торговых организаций, проблемы международной торговли и экономической интеграции, проблемы гостиничного и ресторанного бизнеса, экономики предприятий придорожного сервиса и быстрого обслуживания. К кафедральным научным исследованиям широко привлекаются студенты, магистранты, аспиранты. Итоги выполненных научных исследований кафедры использованы при подготовке монографий, учебников, учебных пособий, доложены на многих международных научно-практических конференциях, опубликованы в их материалах, научных сборниках, журналах. Результаты исследований стали основополагающими для многих научных и учебно-методических публикаций.

Кафедрой подготовлено и опубликовано множество научных изданий, статей, докладов, среди которых за последнее время можно выделить:

  1. Бизнес-планирование: учеб. пособие с грифом Министерства образования Республики Беларусь/ А.В. Владыко, Р.П. Валевич. – Минск: Вышэйшая школа, 2012. – 455 с.
  2. Концептуальные подходы к исследованию потребительского рынка (в условиях формирования ЕЭП): монография/ Н.С. Шелег, И.М. Микулич [и др.]. – М.: СИА, 2012. – 132 с.
  3. Международная торговля: учеб. пособие / Н.С.Шелег [и др.]; под ред. Шелега Н.С., Енина Ю.И. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 496 с.
  4. Прыгун, И.В. Экономика торговой организации: лабораторный практикум/ И.В. Прыгун, С.И. Кабушкина. – Минск: БГЭУ, 2016. – 167 с.
  5. Скриба Н.Н. Системное управление риском: теория, методология, приоритеты реализации в торговом бизнесе монография / Скриба Н.Н.// Минск: БГЭУ, 2010.- 314 с.
  6. Стратегия развития потребительского рынка с учетом глобализации и интеграции: монография/ Н.С. Шелег, И.М. Микулич и др., 2014. - М.: СИА. - 193 с.
  7. Шелег Н.С., Енин Ю.И. Инфраструктура товарного рынка: учеб. пособие / Н.С. Шелег, Ю.И. Енин. – Минск, 2012. – 412 с.  
  8. Шелег Н.С., Микулич И.М. Основные этапы развития торговли в ХХ-ХХI веке: монография / Н.С. Шелег, И.М. Микулич.- М.:СИА, 2011.-141с.
  9. Экономика гостиниц и ресторанов: практикум / О. П. Ефимова-Стадник [и др.]; под ред. О. П. Ефимовой-Стадник. — Минск: БГЭУ, 2013. - 206 с.
  10. Экономика организаций торговли: учеб. пособие/ под ред. Р.П. Валевич, Г.А. Давыдовой. – Минск: БГЭУ, 2010. – 671 с.
  11. Экономика торговли : учеб. пособие / Н.С.Шелег [и др]; под общ. ред. Н.С.Шелега, Р.П. Валевич. – Минск: Вышэйшая школа, 2012. – 559 с.

Выпускники кафедры в настоящее время занимают ведущие должности в различных министерствах и ведомствах, головных управлениях государственных предприятий, ведущих торговых организациях традиционной розницы г. Минска ОАО «ГУМ», ОАО «ЦУМ Минск», ООО «Торговый Дом «На Немиге», в руководстве крупнейших торговых сетей, таких как Евроопт (ООО «Евроторг»), Рублевский (СООО «Белинтерпродукт»), Корона (ООО «Табак-Инвест») и др.  Во многом от их решений  зависит настоящее и будущее торгового бизнеса в Республике Беларусь.

 

Адрес: ул.Свердлова 7,корпус 5, к. 207
Тел./факс : +375 17 209-79-80 - И.М. Микулич, зав. кафедрой
E-mail: ketor@bseu.by
© Белорусский государственный экономический университет
пр. Партизанский 26, г. Минск, 220070, Республика Беларусь
Тел.: (+375 17) 209-88-88, Факс: (+375 17) 368-01-60
Разработка сайта: УМО "Интернет"
Белорусская медицинская академия последипломного образования Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет Гомельский государственный университет имени П.О.Сухого Гродненский государственный университет имени Я.Купалы Командно-инженерный институт МЧС РБ Могилёвский государственный университет продовольствия