Кафедра экономики торговли и услуг

Заведующий кафедрой:

Микулич Инесса Мечиславовна
кандидат экономических наук,
доцент

Кафедра экономики торговли и услуг как самостоятельное научно-педагогическое подразделение функционирует с 16 июня 1933 года с момента создания Белорусского государственного экономического университета (до января 1992 г. Белорусский государственный институт народного хозяйства им. В. В. Куйбышева). В 1933 году это была «кафедра экономики и планирования советской торговли», с 1934 года – «кафедра советской и кооперативной торговли» (заведующий – доцент Ф.П. Садовский). С 1959 года – «кафедра экономики и организации торговли» (заведующий – д. э. н., профессор Артемьев А.С.), с 1978 года –  это «кафедра экономики торговли» (заведующий – Соколова М.Ф., Валевич Р.П., Шелег Н.С., Микулич И.М.), а с 1 июля 2016 г. –  «кафедра экономики торговли и услуг».

Кафедра экономики торговли и услуг постоянно развивается. В настоящее время на кафедре работают 20 преподавателей: 1 доктор экономических наук, профессор; 1 кандидат экономических наук, профессор; 13 кандидатов экономических наук; 5 ассистентов. До 1990-х гг. подготовка кандидатов наук по экономике торговли велась, в основном, в вузах России, Украины. В последние годы кафедра пополняется преимущественно выпускниками собственной аспирантуры.

Кафедра экономики торговли и услуг является выпускающей специалистов с высшим образованием по двум специализациям: 1-25 01 10 18 "Коммерческая деятельность на предприятии общественного питания", 1-25 01 10 02 "Коммерческая деятельность на рынке товаров народного потребления" (на базе общего среднего, среднего специального) специальности "Коммерческая деятельность" и обеспечивает методическое руководство по указанной специальности в рамках учебно-методического объединения Министерства образования Республики Беларусь.

Получение образования по специальности «Коммерческая деятельность» позволяет получить обширное образование, позволяющее продолжить обучение в магистратуре по любой специальности. На кафедре успешно работает магистратура (научно- и практико-ориентированная) и аспирантура. Кафедрой осуществляется обучение магистрантов:
Научно-ориентированная магистратура по специальности 1-25 80 04 «Экономика и управление народным хозяйством».

  Практико-ориентированная магистратура:
1) специальность 1-25 81 02 «Экономика» по направлению «Экономическое и антимонопольное регулирование».
2) специальность 1-25 81 09 «Коммерческая деятельность» по следующим направлениям:

 3) специальность 1-25 81 12 «Экономика и управление на рынке недвижимости»  по следующим направлениям:

Подготовка кадров высшей квалификации через аспирантуру ведется по специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством  как для собственных целей, так и для других вузов Республики Беларусь, других кафедр БГЭУ, учреждений и организаций страны.

В целях обеспечения высокого качества подготовки специалистов постоянно совершенствуется учебный процесс: разработан образовательный стандарт специальности, типовые и учебные планы; обновлены преподаваемые и разработаны по итогам научно-исследовательской работы преподавателей кафедры новые курсы, отражающие процессы формирования рыночной экономики, тенденции изменения методологии и методики хозяйствования, развития международной торговли, мирового хозяйства; собран банк первичной и статистической информации о деятельности отрасли и отдельных торговых организаций. Преподаватели кафедры постоянно работают над формированием у студентов устойчивых профессиональных знаний с тем, чтобы выпускники БГЭУ получали диплом ВУЗа, как высококвалифицированные экономисты способные решать важные государственные и хозяйственные задачи и решать проблемы развития потребительского рынка страны, торгового и ресторанного бизнеса.

На кафедре к чтению лекций и руководству дипломными работами и другой педагогической и научно-исследовательской работе широко привлекаются практики и работники научных учреждений Беларуси и г. Минска: специалисты и руководители Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Министерства экономики Республики Беларусь,  Главного управления потребительского рынка Мингорисполкома, научные сотрудники института экономики НАН Беларуси, научно-исследовательского института Министерства экономики Республики Беларусь, НИИ Белкоопсоюза, Белорусской Республиканской торгово-промышленной палаты и др.

За кафедрой экономики торговли и услуг закреплены следующие дисциплины:

I ступень

II ступень

В учебном процессе широко используются новые образовательные технологии, обеспечивающие единство учебного и научного процессов, тестирование, деловые игры, кейс-методы, решение реальных хозяйственных ситуаций, рейтинговая оценка успеваемости студентов, мультимедийные презентации, раздаточный материал, написание исследовательских рефератов, эссе по важнейшим темам, проведение студенческих конференций по завершению изучения отдельных дисциплин, защита курсовых работ в комиссиях с использованием современных информационных технологий, предзащита дипломных работ. Практику студенты проходят на крупнейших предприятиях республики, занимающих ведущее место в своей сфере.

За годы функционирования кафедры сложилось несколько направлений научной работы – экономическая оценка состояния и прогнозирования потребительского рынка и его инфраструктуры в современных условиях глобализации и интеграции, инновации в торговле и общественном питании, разработка методологии хозяйствования в торговой отрасли и поиск путей повышения эффективности деятельности торговых организаций, проблемы международной торговли и экономической интеграции, проблемы гостиничного и ресторанного бизнеса, экономики предприятий придорожного сервиса и быстрого обслуживания. К кафедральным научным исследованиям широко привлекаются студенты, магистранты, аспиранты. Итоги выполненных научных исследований кафедры использованы при подготовке монографий, учебников, учебных пособий, доложены на многих международных научно-практических конференциях, опубликованы в их материалах, научных сборниках, журналах. Результаты исследований стали основополагающими для многих научных и учебно-методических публикаций.

Кафедрой подготовлено и опубликовано множество научных изданий, статей, докладов, среди которых за последнее время можно выделить:

  1. Бизнес-планирование: учеб. пособие с грифом Министерства образования Республики Беларусь / А.В. Владыко, Р.П. Валевич. – Минск: Вышэйшая школа, 2012. – 455 с.
  2.  Конкурентоспособность организации: практикум / С.О. Белова, С.Н. Лапина, И.А. Леднёва, О.Б. Пароля-Тесленок. – Минск: БГЭУ, 2018. – 199 с.
  3. Концептуальные подходы к исследованию потребительского рынка (в условиях формирования ЕЭП): монография / Н.С. Шелег, И.М. Микулич [и др.]. – М.: СИА, 2012. – 132 с.
  4. Лапина, С.Н. Управление результативностью труда: теория, методология, практика : моногр. / С.Н. Лапина. Lambert Academic Publishing. – Germany. – 2017.
  5. Международная торговля: учеб. пособие / Н.С. Шелег [и др.]; под ред. Шелега Н.С., Енина Ю.И. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 496 с.
  6. Прыгун, И.В. Экономика торговой организации: лабораторный практикум / И.В. Прыгун, С.И. Кабушкина. – Минск: БГЭУ, 2016. – 167 с.
  7. Прыгун, И.В. Экономика торговой организации: лабораторный практикум / И.В. Прыгун, С.И. Кабушкина. – 2-е изд. – Минск: БГЭУ, 2017. – 179 с.
  8. Стратегия развития потребительского рынка с учетом глобализации и интеграции: монография / Н.С. Шелег, И.М. Микулич и др., 2014. – М.: СИА. – 193 с.
  9. Шелег, Н.С., Енин, Ю.И. Инфраструктура товарного рынка: учеб. пособие / Н.С. Шелег, Ю.И. Енин. – Минск, 2012. – 412 с.  
  10. Шелег Н.С., Шелег С.Н. Современные тенденции развития внешней торговли Беларуси : моногр. / под. ред. Н.С. Шелега. – Минск: СИА, 2017. – 136 с.
  11. Экономика гостиниц и ресторанов: практикум / О.П. Ефимова-Стадник [и др.]; под ред. О.П. Ефимовой-Стадник. – Минск: БГЭУ, 2013. – 206 с.
  12. Экономика организаций торговли: учеб. пособие / под ред. Р.П. Валевич, Г.А. Давыдовой. – Минск: БГЭУ, 2010. – 671 с.
  13. Экономика торговли : учеб. пособие / Н.С. Шелег [и др]; под общ. ред. Н.С.Шелега, Р.П. Валевич. – Минск: Вышэйшая школа, 2012. – 559 с.

Выпускники кафедры в настоящее время занимают ведущие должности в различных министерствах и ведомствах, головных управлениях государственных предприятий, ведущих торговых организациях традиционной розницы г. Минска ОАО «ГУМ», ОАО «ЦУМ Минск», ООО «Торговый Дом «На Немиге», в руководстве крупнейших торговых сетей, таких как Евроопт (ООО «Евроторг»), Рублевский (СООО «Белинтерпродукт»), Корона (ООО «Табак-Инвест») и др.  Во многом от их решений  зависит настоящее и будущее торгового бизнеса в Республике Беларусь.

 

Контакты

Адрес: ул.Свердлова 7, корпус 5,
к. 207

Тел.: +375 17 209 79 80

Почта: ketor@bseu.by

Специальности

  • «Коммерческая деятельность»

    специализации

    • «Коммерческая деятельность на предприятии общественного питания»;
    • «Коммерческая деятельность на рынке товаров народного потребления»

Магистратура

  • «Экономика и управление народным хозяйством»;
  • «Коммерческая деятельность»

    по направлениям:

    • «Торговое дело»
    • «Экономика предпринимательства и инноваций»
    • «Ресторанный бизнес в индустрии гостеприимства»
    • «Биржевая торговля»
  • «Экономика и управление на рынке недвижимости»

    по направлениям:

    • «Оценка недвижимости и бизнеса»

Аспирантура

  • «Экономика и управление народным хозяйством»

Дисциплины

  • I ступень

    • Автоматизированное рабочее место специалиста рынка недвижимости
    • АРМ специалиста
    • Балансовая политика
    • Бизнес-планирование
    • Введение в специальность
    • Инфраструктура товарных рынков
    • Комплексная оценка недвижимости
    • Компьютерное моделирование бизнес-процессов на рынке недвижимости
    • Компьютерное моделирование коммерческих бизнес- процессов
    • Конкурентоспособность организации
    • Конкурентоспособность продовольственных товаров
    • Конкурентоспособность товаров
    • Международная торговля
    • Оценка земельной собственности и кадастр
    • Финансовая политика в торговле
    • Финансовая политика на рынке недвижимости и ипотека
    • Ценообразование
    • Ценообразование на рынке недвижимости
    • Ценообразования в торговле
    • Экономика инвестиций и инноваций
    • Экономика недвижимости
    • Экономика общественного питания
    • Экономика организации (предприятия)
    • Экономика торговли
    • Экономика торговой организации
    • Экономическая стратегия организации
    • Экспертиза и инспектирование проектов и объектов недвижимости

    II ступень

    • Антиконкурентные соглашения и недобросовестная конкуренция
    • Антимонопольная политика
    • Антимонопольное регулирование в отдельных отраслях экономики
    • Балансовый инструментарий финансовой диагностики
    • Бизнес-процессы в розничной торговой сети (непродовольственные товары)
    • Биржевые стратегии и принципы их разработки
    • Глобализация экономики и международная конкуренция
    • Изучение и формирование потребительского спроса на услуги ресторана
    • Инновационные технологии развития ресторанного бизнеса
    • Исследование рынков и конкуренции
    • Комплексная оценка биржевых сделок
    • Концепции развития мировой биржевой торговли
    • Методология планирования
    • Нормативно-информационное обеспечение функционирования объектов ресторанного бизнеса
    • Нормативно-правовое регулирование биржевой торговли
    • Проектный анализ и планирование инноваций
    • Развитие рынка ресторанных услуг в индустрии гостеприимства
    • Риски в биржевой торговле и их диверсификация
    • Риск-менеджмент
    • Специфика функционирования службы питания в различных типах отелей
    • Стратегии инвестирования на биржевом рынке
    • Стратегия и тактика финансового поведения объектов ресторанного бизнеса
    • Стратегия и тактика финансового поведения торговых организаций
    • Тенденции и направления развития товарно-сырьевых бирж
    • Теория и практика оценки конкурентоспособности непродовольственных товаров
    • Управление качеством ресторанных услуг
    • Формирование ассортиментной, ценовой политики
    • Ценовая политика ресторана
    • Экономика биржевой торговли
    • Экономика внутриотельных ресторанов
    • Экономические основы конкуренции
    • Экономический анализ рынков