Результаты третьего этапа экспериментального проекта

Согласно Дорожной карте по совершенствованию деятельности учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет» на основе модели «Университет 3.0» в 2020/2021 учебном году в университете были реализованы мероприятия III-го этапа экспериментального проекта.  Работа велась по следующим направлениям:

  1. Освоение нового содержания образовательных программ высшего образования I и II ступеней, направленных на системное взаимосвязанное изучение вопросов инновационной, изобретательской и предпринимательской деятельности

В целях подготовки новых образовательных программ высшего образования в БГЭУ за год разработаны:

Для совершенствования профессиональных педагогических компетенций в области инновационной и предпринимательской деятельности преподаватели и руководители БГЭУ осуществляли повышение квалификации в РИВШ:

  1. Укрепление взаимодействия науки и практики,развития предпринимательского потенциала студентов

В университете продолжается работа по усилению практической составляющей программ обучения. Так, в течение года перед студентами выступили с лекциями, провели мастер-классы, поделились опытом работы 45 представителей бизнес-сообщества, государственных и коммерческих структур. Аналогичная работа велась со стороны специалистов-практиков, с которыми деканы факультетов университета взаимодействуют как по вопросам организации образовательного процесса, так и по вопросам ведения предпринимательской и инновационной деятельности.
В БГЭУ продолжает работу постоянно действующий семинар по вопросам предпринимательства. В 2021 году в план работы семинара включено 54 мероприятия. На 01.09.2021 года план выполнен на 72%.
В рамках реализации практико-ориентированного образовательного проекта «Окунись в бизнес!» факультетом ВШУБ организована серия встреч с ведущими специалистами.
В 2020/2021 учебном году к проведению учебных занятий, преподаванию общепрофессиональных, специальных дисциплин было привлечено 76 работников предприятий и организаций. По темам, согласованным с предприятиями и организациями, выполнено 65 дипломных проектов (работ). Заключены 2 новых договора о взаимодействии с базовыми организациями (ООО «ЛибертикГрупп», Издательством научно-практического журнала «Наше сельское хозяйство»).
С участием двух белорусских компаний созданы 2 новых филиала кафедр: бухгалтерского учета, анализа и аудита в промышленности (ООО «ФБК-БЕЛ»); экономики и управления туристической индустрией (ГУ «Национальное агентство по туризму»).

  1. Повышение эффективности научно-исследовательской, инновационной деятельности студентов

Большое внимание в университете уделяется вовлечению обучающихся в реализацию научных планов, программ и проектов, раскрытию их профессионального, социального и творческого потенциала. В качестве результатов работы по повышению эффективности научно-исследовательской и инновационной деятельности в рамках проекта «Университет 3.0» следует отнести следующие:
4799 студентов (32,7% от общего количества студентов и 62,3% от количества студентов дневной формы получения образования) проявили себя в различных видах научной деятельности;
96 из 126 (76%) поданных 137-ю студентами БГЭУ работ завоевали призовые места на 27-м Республиканском конкурсе научных работ студентов;
5 студентов в 2020 году участвовали в работе отраслевой лаборатории актуальных проблем налогообложения и налоговой политики (ФФБД) в рамках выполнения 2-х НИР, заказчиками которых выступают Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и Министерство образования Республики Беларусь;
2 студента дневной формы обучения участвовали в работе отраслевой лаборатории «Гандаль» в рамках НИР для Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

  1. Развитие предпринимательского потенциала студентов

В университете продолжается процесс формирования команд студентов, ориентированных на участие в инновационной и предпринимательской деятельности. Так, на ФФБД, ФМк и ФЭМ начата соответствующая работа с дальнейшей перспективой участия команд в международном конкурсе Enactus. Деятельность в этом направлении ведется пока на уровне вуза и будет активизирована на IV-м этапе реализации проекта «Университет 3.0».

Команды, сформированные из студентов ФМЭО, ФФБД, УЭФ (14 чел.) и магистрантов БГЭУ, выполнили 3 проекта по грантам Министерства образования. По результатам исследований опубликованы и поданы для публикации 11 студенческих работ в сборниках «Экономическая мозаика», 4 тезиса в других сборниках.

С целью стимулирования студенческого предпринимательства на ФКТИ прошел конкурс «Маркет идей», где команды студентов заняли призовые места в различных номинациях. Активизирована работа СНО факультета, которым проведены такие мероприятия, как студенческий научный слэм, брэйнсторм, тренинг-интенсив «Генерация бизнес-идей». В рамках студенческого самоуправления создан и активно функционирует студенческий проект «Креативное пространство “Мастерская ФКТИ”», в рамках которого приглашаются специалисты в различных областях бизнеса для проведения встреч со студентами, мастер-классов и тренингов.

По результатам конкурсов 1-е места заняли:

СНИЛ «Парадигма» ФМЭО – в номинации «Оригинальность идеи для научно-исследовательского проекта» в конкурсе «Лучшая СНИЛ БГЭУ-2021»;

СНИЛ «Информационная экономика» ФЦЭ – в номинации «Лучший научно-исследовательский проект в области информатики, коммуникаций, математических и инструментальных методов исследования» в декаде студенческой науки и 2-ое общеуниверситетское место конкурса-смотра «Лучшая СНИЛ БГЭУ-2021»;

команда студентов из 9 человек ФЦЭ – в номинации «Лучшая бизнес-идея» в категории «Цифровизация бизнеса» в конкурсе бизнес-идей и кейс-решений «Агро 2.0» и «Агро 3.0», проводимом БелАгропромбанком.

По результатам конкурса «Стартап идей» в рамках мероприятий Инновационного бизнес-инкубатора ФЭМ за отчетный год для последующей реализации отобраны 3 проекта. Результатом участия этих студентов стал выход в финал в Республиканском образовательном конкурсе по поддержке и развитию молодежного предпринимательства «Агро 3.0».

На ФМЭО в рамках деятельности кейс-клуба студенты приняли участие в международном конкурсе «Лучший инновационный start-up проект», результатом которого стало получение диплома III степени. 19 студентов приняли участие в качестве соисполнителей НИР.

В рамках работы студенческого инновационного бизнес-инкубатора ФЭМ проводились онлайн-мастер-классы по написанию бизнес-планов инновационных проектов (ООО «Акцент-консалт»), по планированию финансовых потоков (ООО «МОД-строй»). Проводились периодические встречи (раз в месяц) в формате «Завтрак с бизнесменом», где желающие (до 5-ти человек в одну встречу) обсуждали с бизнесменом темы бизнеса, экономики.

В 2020/2021 учебном году сформирована команда студенческого научно-практического бизнес-инкубатора ФКТИ. Командой студентов разработаны информационные материалы о бизнес-инкубаторе, организован ряд мероприятий: бизнес-симуляция «Развитие бизнес-мышления», бизнес-тренинги и интенсив «Твой бизнес на шаг ближе!».

В 2020/2021 учебном году Центром социально-гуманитарных исследований (ИСГО) проводились социологические исследования: 1) по состоянию предпринимательского потенциала студентов (октябрь-ноябрь 2020 г.), 2) по оценке студентами эффективности новых технологий обучения, направленных на развитие компетенций в области коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, предпринимательства (апрель-май 2021 г.). Результаты социологических исследований позволили сделать вывод о наличии у студентов БГЭУ навыков и знаний в части налаживания деловых связей, лидерства и коммуникации, применение творческих способностей. Также, по мнению опрошенных студентов (374 респондента), в университете создан благоприятный климат, имеются организационные структуры для поддержки предпринимательской деятельности. При этом к проблемным вопросам, требующим внимания при реализации IV-го этапа Дорожной карты, следует отнести управление инновациями, создание новой продукции и услуг и определение новых возможностей в бизнесе.

Результаты второго этапа экспериментального проекта

В период с 01.09.2019 по 31.08.2020 университет выполнял мероприятия II-го этапа экспериментального проекта «Университет 3.0». Согласно Дорожной карте по совершенствованию деятельности учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет» на основе модели «Университет 3.0» на период 2018–2023 гг. II-ой этап предусматривал работу в следующих направлениях:
- организацию образовательного процесса по освоению нового содержания образовательных программ высшего образования I-ой и II-ой ступеней высшего образования;
- внедрение в образовательный процесс новых технологий преподавания и обучения;
- проведение повторного исследования состояния предпринимательского потенциала студентов в соответствии с методологией международного мониторинга «Global University Entrepreneurial Spirit Students’ Survey» в целях оценки эффективности принятых мер и реализованных мероприятий на уровне организации образовательного процесса.

По направлению образовательной деятельности осуществлялось обучение студентов по учебным программам дисциплин учебных планов I-ой и II-ой ступеней высшего образования, актуализированным в части развития у обучающихся предпринимательской инициативы. За учебный год разработана или обновлена 521 учебная программа и 74 программы практики. Изданы 11 учебников и учебных пособий с грифом Министерства образования и 11 учебно-методических пособий без грифа. В отчетном периоде университет прошел государственную аккредитацию по специальности I-ой ступени «Рекламная деятельность» и 6 новым специальностям магистратуры. Также открыта подготовка специалистов по специализации «Управление интеллектуальной собственностью». Реализованные изменения в содержании образовательных программ направлены на формирование у обучающихся профессиональных компетенций в построении взаимовыгодных коммерческих отношений при внедрении результатов научно-исследовательской и инновационной деятельности в сферу производства и услуг.

В постоянном поле зрения факультетов и кафедр находился вопрос укрепления взаимодействия университета с заказчиками кадров. В университете успешно проведена ежегодная ярмарка вакансий, в которой приняли участие 64 организации.  Заключены 9 новых договоров о взаимодействии с базовыми организациями, открыты 7 филиалов кафедр.
В 2019–2020 учебном году 179 преподавателей БГЭУ прошли повышение квалификации, в том числе 60 человек по организации и реализации процессов трансфера технологий и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

Для совершенствования процессов взаимодействия кафедр университета с заказчиками кадров при реализации образовательных программ высшего образования университетом организованы и проведены в разных форматах более 80 встреч студентов со специалистами предпринимательских структур, организована работа постоянно действующего семинара по вопросам предпринимательства.

В целях усиления практической составляющей программ обучения на I-ой и II-ой ступенях высшего образования факультетами и кафедрами проводились стартап-школы, мастер-классы, обзорные лекции и встречи с успешными бизнесменами.

В университете идет процесс формирования команд студентов, ориентированных на участие в инновационной и предпринимательской деятельности. Пока такие команды организуются на уровне вуза без выхода на участие в международном конкурсе Enactus. Работа в этом направлении будет продолжена на 3 этапе эксперимента.

Также большое внимание в университете уделяется вовлечению обучающихся в реализацию научных планов, программ и проектов, раскрытию их профессионального, социального и творческого потенциала. Важное значение в укреплении взаимодействия науки и практики,  развития предпринимательского потенциала студентов и преподавателей имеют действующие субъекты инновационной инфраструктуры. Инфраструктура, сформированная в рамках проекта, включает: 2 отраслевые лаборатории, 5 центров и 2 бизнес-инкубатора.
В 2019 г. 2-мя отраслевыми лабораториями и 5-ю научно-исследовательскими центрами в рамках проекта выполнялось более 10 НИР на сумму 170 тыс. руб. Общий объем финансирования научных исследований БГЭУ составил более 602 тыс. руб., в том числе по договорам, финансируемым за счет средств предприятий и организаций – 236,5 тыс. руб. (39,3 % от общего объема).

В 2020 г. в план НИР включено выполнение 96 научно-исследовательских работ, объем финансирования которых на июнь составляет более 640 тыс. руб., из которых 21 % (135,5 тыс. руб.) – это заключенные договоры с предприятиями и организациями.

По итогам 26-го Республиканского конкурса научных работ студентов от БГЭУ была подана 131 работа 149 студентами, из которых призовые места завоевали 110 работ (84 % от общего количества). В международных конкурсах и олимпиадах на июнь 2020 г. приняли участие 114 научных работ. В силу эпидемиологической ситуации результаты известны только по одному конкурсу: это IX Международный конкурс научных работ студентов и аспирантов, проводимый Финансовым университетом при правительстве Российской Федерации (г. Москва), в котором 13 работ удостоены призовых мест (46,3 % от общего количества посланных на конкурс работ).

В реализации II-го этапа экспериментального проекта в БГЭУ проводилась системная работа по внедрению в образовательный процесс современных технологий преподавания на основе модульного принципа построения содержания учебных дисциплин с возможностью применения инновационных педагогических технологий.

Для  развития у обучающихся критического мышления, приобретения профессиональных компетенций в области кейс-технологий, увеличения доли самостоятельной работы студентов при изучении учебных дисциплин в 2019-2020 учебном году в университете активно внедрялись дистанционные технологии преподавания, обеспечивающие построение образовательного процесса на основе использования информационных коммуникативных технологий, осуществлен перевод управляемой самостоятельной работы студентов на электронную платформу «Moodle», выполнена техническая поддержка работы портала i.bseu.by, обеспечивающего авторизацию студентов и преподавателей в закрытой учебной системе. В результате на I-ой и II-ой ступенях высшего образования по 443 учебным дисциплинам сформированы информационно-образовательные контенты, включающие электронные ресурсы по учебным дисциплинам, тестовые задания по оценке знаний студентов.

Для обмена положительным опытом как в организации образовательного процесса, так и в ведении предпринимательской и инновационной деятельности деканатами факультетов БГЭУ велась работа по проведению мероприятий со специалистами-практиками.

С целью оценки эффективности внедрения в образовательный процесс современных технологий преподавания и реализованных мероприятий, а также определения предпринимательского потенциала студентов в БГЭУ в период с 14 апреля по 30 мая 2020 г. был проведен онлайн-опрос (в соответствии с методологией GUESSS) среди студентов, магистрантов и аспирантов (1916 респондентов). Основной задачей онлайн-опроса являлось получение объективной информации, необходимой для корректировки и развития новых подходов и технологий обучения, применяемых для формирования предпринимательских и бизнес-компетенций у обучающихся в университете по различным специальностям.

Анализ полученных данных показал, что в целом профессорско-преподавательский состав отдает предпочтение активным методам обучения. Вместе с тем большинство опрошенных высказались за расширение практики проведения новых форм организации лекционных занятий, усиление практико-ориентированного характера учебного процесса, актуализацию учебного материала.

Результаты первого этапа эксперимента (01.09.2018-31.08.2019)

Осуществлено  проектирование нового содержания образования в рамках разработки образовательных стандартов, типовых учебных и учебных планов девяти специальностей высшего образования II ступени, закрепленных за УМО по экономическому образованию, и учебных планов по четырем специальностям магистратуры других УМО.

В учебные планы включен ряд дисциплин, направленных на формирование у обучающихся компетенций для ведения инновационной и предпринимательской деятельности.

По всем дисциплинам учебных планов разработаны учебные программы.

Одновременно с обновлением содержания образования на II ступени, проведена работа по внесению изменений в действующую учебно-  программную документацию образовательных программ высшего образования I и II ступеней, направленных на изучение вопросов инновационной и предпринимательской деятельности.

Обновлено содержание 38 программ учебных дисциплин специальностей 1-25 01 04 «Финансы и кредит», 1-25 01 08 Бухгалтерский учет, анализ и аудит (по направлениям), 1-25 01 10 «Коммерческая деятельность», участвующих в эксперименте и 20 программ учебных дисциплин специальностей II ступени 1-25 81 04 «Финансы и кредит», 1-25 81 01 06 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 1-25 81 09 «Коммерческая деятельность».

Проведена корректировка 124 учебных программ по другим специальностям, не включенным в эксперимент, подготовка по которым ведется в университете, в части расширения тематики по инновационной и предпринимательской деятельности.

Последовательно внедряются в образовательный процесс современные технологии обучения и преподавания, которые позволяют разнообразить процесс обучения, заинтересовать студентов, способствуют выработке ими самостоятельных решений, углублению практической направленности знаний.

Значительная работа выполнена по организации взаимодействия университета с реальным сектором экономики. Целенаправленно используются встречи студентов с сотрудниками государственных учреждений и коммерческих организаций.

Представители государственных органов участвуют в образовательном процессе, в работе государственных экзаменационных комиссий, оказывают консультационные услуги по вопросам законодательства и др. Специалисты из предпринимательских структур делятся опытом организации бизнеса в различных сферах деятельности.

За время выполнения I этапа эксперимента проведены встречи с представителями 36 государственных и 81 коммерческих организаций, в т.ч. и с выпускниками БГЭУ, ставшими успешными предпринимателями. Организована ежегодная студенческая ярмарка вакансий, в которой приняли участие 97 организаций различных форм собственности.

Университет активно развивает партнерские отношения с представителями банковских структур, промышленных предприятий, министерств и ведомств при проведении научно-образовательных проектов и мероприятий. В 2019 году в рамках университетской декады «Молодежь в науке и бизнесе» представители бизнес-сообщества поддержали творческие начинания студентов, провели Дни партнерского взаимодействия, поделились опытом и знаниями построения успешного бизнеса. За научные достижения студенты БГЭУ были награждены стажировками, обучающими программами и поощрительными призами от Национального центра правовой информации Республики Беларусь, ЗАО «МТБанк», ГК «Алютех», ОАО «Белинвестбанк» и др.

Все проведенные мероприятия пополнили теоретический багаж обучающихся практическими навыками.

В университете функционируют 30 студенческих научно-исследовательских лабораторий, объединяющих порядка 650 человек, деятельность которых направлена на привлечение к научно-исследовательской и предпринимательской деятельности студентов, а также создание условий для научного общения и обмена опытом молодых исследователей.

В мае 2019 г. создан Инновационный бизнес-инкубатор факультета экономики и менеджмента.

Для пропаганды достижений науки и активизации НИРС в университете проводились порядка 13  крупных и значимых мероприятий, среди которых научные конференции, форумы, конкурсы, круглые столы, бизнес-тренинги и др.

В университете активизируется работа по привлечению студентов к выполнению НИР на условиях оплаты, которые финансируются Белорусским республиканским фондом фундаментальных исследований, Государственным комитетом по науке и технологиям, Министерством образования Республики Беларусь и другими организациями. В 2018 году 73 студента и магистранта приняли участие в 32 научных программах и проектах.

За отчетный этап реализации проекта обновлена документация, регулирующая деятельность студенческих научных объединений:

Осенью 2018 г. начал работу Центр социально-гуманитарных исследований при Институте социально-гуманитарного образования, деятельность которого направлена на выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований по социально- гуманитарной проблематике. За время существования Центра выполнены научно-исследовательские работы на сумму почти 10 000 долл. США.

В начале 2019 г. создан Центр MeMicroMacro: центр популяризации экономической науки и поведенческих исследований при кафедре экономической теории факультета международных экономических отношений. Проводятся предварительные встречи с представителями государственных органов управления, бизнес-сообществ для дальнейшего сотрудничества.

Работает отраслевая лаборатория актуальных проблем налогообложения и налоговой политики, осуществляющая в том числе по заказам Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь опросы бизнес-сообщества на предмет направлений совершенствования налогообложения. В 2018 г. было организовано выполнение пяти научно-исследовательских работ объемом почти 78 тыс. рублей, которые были успешно завершены и приняты заказчиками, внедрены в практическую деятельность налоговых органов и законодательство. В НИР участвовало порядка 30 студентов.

В январе 2019 г. открыта отраслевая лаборатория антимонопольного и ценового регулирования, регулирования в области торговли (на базе Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь). По заказам МАРТ были поданы заявки по НИР «Разработка механизма регулирования потребительского рынка в условиях открытой экономики и роста рыночной власти розничных торговых сетей» и «Разработка механизма введения и продления временного государственного ценового регулирования в Республике Беларусь и оценка его эффективности».

В апреле 2019 г. было подано коммерческое предложение для выполнения научно-исследовательской работы на тему: «Разработка подходов к регулированию тарифов на услуги доступа в сеть Интернет».

Результаты подготовительного этапа эксперимента (до 01.09.2018)

Разработана, утверждена и представлена в Министерство образования дорожная карта по совершенствованию деятельности учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет» на основе модели «Университет 3.0» на период 2018-2023 гг.

С целью получения объективной информации, необходимой для корректировки и развития новых подходов и технологий обучения, применяемых для формирования предпринимательских и бизнес-компетенций у студентов, магистрантов, аспирантов, проведен онлайн-опрос обучающихся. От БГЭУ принял участие 791 респондент (638 студентов, 85 магистрантов и 68 аспирантов).

Для реализации эксперимента выбраны специальности «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит (по направлениям)», «Коммерческая деятельность».

Определен перечень дисциплин, в учебные программы которых должны быть внесены изменения, направленные на развитие предпринимательских навыков у обучающихся.

Белорусский государственный университет культуры и искусств Белорусская медицинская академия последипломного образования Белорусский государственный медицинский университет Витебская ордена «Знак Почёта» государственная академия ветеринарной медицины Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет Гомельский государственный университет имени П.О.Сухого Гродненский государственный аграрный университет Гродненский государственный медицинский университет Гродненский государственный университет имени Я.Купалы Могилёвский государственный университет продовольствия Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина Университет гражданской защиты МЧС РБ Могилевский институт МВД Академия управления при Президенте Республики Беларусь