03.11.2017

В БГЭУ прошёл семинар «Современные подходы в учебно-программном обеспечении высшего образования»

18 октября 2017 г. в рамках реализации международного проекта «Содействие развитию компетенций в белорусском высшем образовании / Fostering Competencies Development in Belarusian Higher Education (FOSTERC)» в Белорусском государственном экономическом университете с участием международных экспертов был проведен международный обучающий семинар «Современные подходы в учебно-программном обеспечении высшего образования». Проект FOSTERC реализуется консорциумом из 15 партнеров из Испании, Литвы, Польши, Финляндии и Беларуси. БГЭУ является одним из 8 белорусских участников. Реализуют проект кафедра национальной экономики и государственного управления совместно с кафедрой экономической социологии.

Основная цель обучающего семинара заключалась в формировании у представителей БГЭУ, ответственных за разработку учебных планов, образовательных стандартов специальностей, а также учебно-программной документации, современных знаний и навыков в области организации учебного процесса и учебно-программного обеспечения высшего образования на основании компетентностного подхода в соответствии с требованиями Болонского процесса. Обучение на семинаре проводили представители зарубежных вузов-партнеров – Политехнического университета Валенсии (Испания), Университета Турку (Финляндия), Университета Белостока (Польша) и Литовского университета педагогических наук (Литва).

В обучающем семинаре приняли участие более 50 человек – сотрудников БГЭУ, включая председателей научно-методических советов по экономическим специальностям и их заместителей, заведующих кафедрами, заместителей деканов, представителей работодателей, студенчества и других заинтересованных лиц.

Открывая семинар, первый проректор БГЭУ, д.т.н., профессор Садовский В.В. обозначил основные задачи развития белорусской системы высшего образования на современном этапе и подчеркнул высокую степень актуальности и необходимости изучения зарубежного опыта в области учебно-методического и учебно-программного обеспечения высшего образования.

С приветственным словом ко всем участникам обратилась координатор проекта доктор Адела Гарсия-Арасиль, научный сотрудник Научно-исследовательского института INGENIO Политехнического университета Валенсии (Испания), которая поблагодарила за радушный прием и нацелила участников семинара на активное взаимодействие во время проведения обучающих мероприятий для обеспечения их максимальной результативности.

Семинар состоял из двух частей: теоретической и практической. Теоретическую часть семинара открывал доклад члена рабочей группы проекта FOSTERC от БГЭУ д.э.н. профессора Богдан Н.И., которая представила результаты анализа основных индикаторов развития белорусской системы высшего образования, демонстрирующие место Республики Беларусь в Европейском пространстве высшего образования. Докладчик акцентировала внимание на противоречивом характере развития высшего образования Республики Беларусь, который проявляется в достаточно высоких значениях количественных показателей при невысоком уровне качественных характеристик и инновационной составляющей белорусского высшего образования. Она отметила, что устранение данного противоречия и выход высшего образования Беларуси на качественно новый уровень развития требуют активного изучения и применения зарубежного опыта, в том числе в части перехода от подхода, ориентированного на подготовку человека «знающего» к компетентностному подходу, ориентированному на подготовку человека «умеющего».

Далее в своих докладах эксперты Евросоюза раскрыли наиболее важные аспекты развития Европейской системы высшего образования в рамках Болонского процесса. Так, д-р А. Гарсия-Арасиль (Испания) раскрыла сущность понятий «компетенции» и «компетентность» в европейской интерпретации, обозначив разграничение понятия «компетенции» (competencies), «навыки, умения» (skills) и «результаты обучения» (learning outcomes). Она также представила основные классификации компетенций, применяемые в Болонском процессе. В частности, в Испании формируемые у студентов компетенции разделены на общие (key/general), специализированные (specific) и универсальные или перекрестные (transversal). Общие компетенции являются основными (базовыми), формируются на преобладающем большинстве специальностей и могут применяться в различных контекстах (социальном, экономическом и т.д.). Примером таких компетенций является компетенция «способность к самостоятельному решению профессиональных и учебных задач с применением полученных знаний на практике». Специализированные компетенции имеют отношение к конкретному виду деятельности, конкретной профессии, они строго идентифицированы. Например, для специальности «Немецкая филология» предметной будет компетенция «понимание системы немецкого языка, ее анализ на различных уровнях». В свою очередь, универсальные (перекрестные) компетенции имеют значение для всех людей независимо от профессиональной деятельности, например, «знание иностранного языка» или «умение организовывать свою деятельность», «умение анализировать», «владение навыками деловой документации» и т.д. В Литве компетенции разделяются на общие и предметные.

Д-р Гарсия-Арасиль также представила основные различия между традиционной парадигмой обучения и парадигмой, основанной на компетенциях. Так, согласно традиционной парадигме обучения на первом курсе у студентов формируется представление, «что надо делать», уже к четвертому курсы студенты понимают, «как надо делать». Когда же студенты приобретают необходимые компетенции, они сами решают, «что им надо знать и уметь».

Международные эксперты из Университета Белостока ознакомили участников семинара с Европейской системой перевода и накопления баллов (ECTS), основное назначение которой – облегчить планирование учебного процесса в Европейских университетах, обеспечить признание достигнутых результатов и мобильность студентов. Система ECTS применяется во всех странах мира, которые принимают участие в Болонском процессе. 1 кредит ECTS соответствует примерно 25-30 часам учебной работы. В течение одного академического года при дневной форме получения образования студенты должны освоить 60 кредитов (примерно 1500-1800 учебных часов). Всего на первой ступени получения образования (бакалавриат) в зависимости от срока обучения (3 или 4 года) должно быть освоено от 180 до 240 кредитов ECTS, на второй ступени (магистратура) – 90-120 кредитов ECTS. Количество кредитов в семестр составляет 30. Полученные кредиты учитываются при переходе студента из университета в университет или на другую специальность. При этом количество полученных кредитов не зависит от успеваемости студентов. Студенты должны пройти обучение по определенной учебной дисциплине, выполнить все необходимые задания, пройти итоговую аттестацию, в результате чего они получают отведенное на данную учебную дисциплину количество кредитов.

Представляет интерес порядок распределения учебной нагрузки между непосредственной работой преподавателя со студентами или аудиторными часами (contact hours / face-to-face study) и самостоятельной работой студентов (independent work). Так, например, в Университете Турку (Финляндия) на аудиторную работу со студентами отводится всего лишь около 16-22 % учебного времени, в то время как на самостоятельную работу студентов – порядка 77-84 %.

Эксперты из Литовского университета педагогических наук подробно рассмотрели прикладные аспекты составления учебно-программной документации, а также привели конкретные примеры формулировок общих и предметных компетенций, обеспечив участников семинара наглядным раздаточным материалом.

Вторая часть семинара была направлена на практическое освоение и закрепление его участниками полученных теоретических знаний, чему способствовала активная работа над выполнением заранее подготовленных практических заданий под руководством экспертов из Литовского университета педагогических наук и Университета Белостока. Для выполнения заданий участники семинара были разделены на 4 группы, перед каждой из которых была поставлена задача в ходе пошагового процесса сформировать примерный проект нового учебного плана по выбранной специальности. На первом этапе необходимо было сформулировать общие и специфические (предметные) компетенции, которые должны быть сформированы у специалистов в процессе обучения по данной специальности. Второй шаг состоял в формулировке конкретных результатов обучения на основе компетенций, определенных на предыдущем этапе. Далее необходимо было определиться, какое обучение будет положено в основу подготовки специалистов: модульное или по учебным дисциплинам, а также предложить конкретные модули и/или учебные дисциплины для изучения в одном из семестров. При этом надо было учитывать, что на все модули (учебные дисциплины) в семестр отводится 30 кредитов ECTS, что соответствует около 750-900 учебных часов. Указанное количество кредитов необходимо было распределить по учебным модулям (дисциплинам), отразив также количество часов, выделяемых отдельно на аудиторные занятия и самостоятельную работу студентов. Следующая задача заключалась в определении тех компетенций (из ранее составленного перечня), которые будут сформированы у студентов в результате изучения предлагаемых дисциплин. На завершающей стадии необходимо было определиться с методами обучения и оценки полученных компетенций. Результаты выполнения практических заданий были наглядно оформлены и представлены всеми группами.

Отвечая на вопрос международных экспертов о трудностях, с которыми пришлось столкнуться в ходе выполнения заданий, представители групп указали на основную сложность – разграничение общих и специфических компетенций.

Практическая часть обучающего семинара прошла в свободной непринужденной обстановке: все участники принимали активное участие в процессе работы над проектами учебных планов, в то время как международные эксперты оказывали им при необходимости консультационную и методическую помощь. Результаты совместной работы подтвердили, что перед белорусскими вузами стоит непростая задача в плане разработки и приведения всей учебно-методической и учебно-программной документации высшего образования в соответствие с требованиями Болонской системы. Для ее решения весьма полезным и значимым является тщательное изучение зарубежного опыта, в том числе посредством участия в обучающих семинарах с привлечением международных экспертов.

Материалы докладов экспертов:

Предыдущие события

Календарь событий


Белорусский государственный университет культуры и искусств Белорусская медицинская академия последипломного образования Белорусский государственный медицинский университет Витебская ордена «Знак Почёта» государственная академия ветеринарной медицины Брестский государственный технический университет Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет Гомельский государственный университет имени П.О.Сухого Гродненский государственный аграрный университет Гродненский государственный медицинский университет Гродненский государственный университет имени Я.Купалы Могилёвский государственный университет продовольствия Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина Университет гражданской защиты МЧС РБ Могилевский институт МВД Академия управления при Президенте Республики Беларусь