13.02.2019

Виктор Прокопеня о высшем образовании, личностном росте и будущем IT-страны

Один из самых известных в Беларуси молодых предпринимателей, крупнейший частный налогоплательщик страны, IT-предприниматель и инвестор Виктор Прокопеня выступил в Белорусском государственном экономическом университете с лекцией на тему «10 фактов про студентов, которые после БГЭУ зарабатывают $1000+ в месяц».

По итогу встречи известный бизнесмен ответил на вопросы пресс-службы БГЭУ: что происходит с системой высшего образования, куда вкладывать, чтобы преуспеть в будущем и что ждет IT-индустрию в интервью Виктора Прокопени.

- У Стива Джобса не было высшего образования, но его успех может стать примером для многих. Есть ли необходимость оканчивать университет, чтобы стать успешным специалистом, или достаточно онлайн-курсов, видеолекций?

- Ценность не в дипломе. Ценность в том, что человек может предложить и дать компании. Посмотрите на корпорации в Кремниевой долине – они ищут таланты, а не дипломы и оценки. Уже пару десятков лет эта информация для нанимателей в Долине не дает никакой информации. Что вы умеете и как вы можете это подтвердить на практике? Вот что ценно. Компаниям нужны те, кто думает инновационно. Кто решает проблемы. Кто предлагает идеи.

Чтобы учиться, сегодня много денег не нужно. Немало ресурсов недорого или бесплатно предлагают изучать программы лучших университетов мира. Все, что нужно – английский и доступ к интернету. Возможность учиться – лучшее, во что можно инвестировать свое время.

- Вы бы взяли на работу человека без диплома?

- Есть направления, где важно очень глубокое понимание темы. В нашей команде немало уникальных людей, в том числе с ученой степенью. Они занимаются тем, что изучали в университетах. Но есть и те, чья специальность сегодня не имеет отношения к их работе.

Нам неважно, диплом какого белорусского вуза вы получили. Нам неважно, каким образом вы получили навыки. Если у вас горят глаза от того, что вы делаете – добро пожаловать в команду.

- У Вас два высших образования, три степени магистра, диплом Стэнфорда, степень MBA. Это хобби, необходимость для развития бизнеса или возможность расширить круг контактов?

- Успешный бизнес – это про понимание и интеллект. У меня семь высших образований из разных сфер знаний. Эти дипломы не коллекция. Это моя степень свободы. Обучение – это саморазвитие и постоянная работа над личностью. Дополнительную ценность дает возможность быть причастным к университетскому сообществу.

Нас всех ждет экономика знания, поэтому в образование нужно постоянно инвестировать. Мир меняется, и с ним меняется форма обучения. Через 15-20 лет иметь только одну профессию будет недостаточно ни для чего.

- Каких компетенций и навыков чаще всего не хватает специалистам, которые идут на работу в IT? Очевидно, стоит развивать soft skills, но, возможно, есть конкретные примеры?

- Так устроен практически любой бизнес, не только IT, что основная ценность создается в переговорах. В школах и вузах у нас не учат общаться, не учат договариваться – это особенность нашей ментальности.

Наших студентов не учат себя презентовать, большинство не умеют себя продавать компаниям, не могут эффективно представлять свои скилы и проекты. Те, кто при приеме на работу обсуждает зарплату и просит больше, чаще всего получают, то, что хотят. Зарплата всего на 7% больше – это возможность работать в жизни на 7 лет меньше, чтобы заработать те деньги до обсуждения. Очевидно, что в этом есть смысл.

- Образовательные стандарты разрабатываются на государственном уровне, и не всегда дисциплины, заложенные в учебные планы, соответствуют реальным потребностям экономики. Возможно, крупные компании могли бы более тесно сотрудничать с университетами, как это принято в Европе и США, чтобы усилить практическую составляющую обучения?

- Все большее количество компаний предлагают бесплатное или недорогое обучение с последующим трудоустройством. Но чтобы глобально изменить ситуацию, таких активностей компаний недостаточно. Должен быть интерес со стороны вузов и государства.

Белорусские вузы не входят в мировой топ-100 лучших университетов. Пока нет. Но у страны есть шансы это изменить. Парк высоких технологий вместе с IT-сообществом и конкурентоспособными кафедрами в наших вузах могут создать для студентов новые условия: что-то типа нового экспериментального университета. Не нужно будет уезжать учиться в другие страны. Процесс уже идет, пусть и не так быстро, как хотелось бы. В свое время айтишники тоже уезжали – теперь возвращаются.

- Каких специалистов не хватает IT-отрасли Беларуси уже сейчас?

- За прошлый год белорусская IT-индустрия выросла более чем на 40%, после подписания Декрета “О развитии цифровой экономики” в ПВТ пришло более 250 новых резидентов. Отрасль быстро развивается и специалистов не хватает. Разных: от разработчиков, бизнес-аналитиков и 3D-дизайнеров до маркетологов с опытом работы на глобальных рынках и т.д. У нас вакансии на проекты открыты постоянно.

Никто не знает, как будет выглядеть будущее. Можно только предположить. Но мы точно знаем, что мир меняется и скорость изменений будет нарастать. 85% профессий, которые будут через 15-20 лет, еще не придуманы. В ближайшие годы будут востребованы web-разработчики, эксперты по информационной безопасности, по анализу и обработке данных, блокчейн-специалисты, специалисты по машинному обучению, компьютерному зрению и дополненной реальности, искусственному интеллекту. Нужны люди, которые могут думать датасетами. Востребованы специалисты по оптимизации алгоритмов машинного обучения. Нужны менеджеры по продукту в области искусственного интеллекта и блокчейна.

- IT-декрет, IT-страна, IT-специалист… Можно ли хорошо зарабатывать, работая в других сферах, или с развитием технологий у человека просто не будет выбора?

- Мир становится миром технологий. В будущем не IT-компаний не будет. Это неизбежное развитие общества. Сегодня IT – это не только про программистов или разработчиков. Айти – это также про менеджеров, юристов, маркетологов, копирайтеров, дизайнеров и так далее и так далее.

- На лекции для студентов БГЭУ Вы упомянули, что есть набор качеств, которые нужно развивать: речь, знание английского, навыки ведения переговоров и т.д. Но можно прочитать множество книг, но так и не стать успешным. Может, важна удача, важно оказаться в нужное время в нужном месте? Или все зависит только от человека?

- Перед лекцией я спросил у студентов, с чем у них ассоциируется слово университет. “Одногруппники”, “скучные преподы”, “экзамены”, “зачем я сюда пришел” …

История любого настоящего успеха – это всегда история про ежедневную работу над собой. Про внутренние изменения. «Кайдзен» с японского – это непрерывное совершенствование. Достаточно улучшать себя на 1% в день и через год можно получить потрясающий результат.

Забирать знания из среды никогда не было так легко, как сегодня. Простой пример. Многие компании организуют для сотрудников курсы английского. В рабочее время – только учитесь! Но преподаватели жалуются – не все заинтересованы учится. Всем нужно, но не все хотят что-то менять, напрягаться.

У нас же постоянно виноват кто-то другой, с самокритикой проблемы. В Великобритании в вузах обучение ориентировано на самостоятельную подготовку. Студенты учатся искать и анализировать информацию, учатся делать выводы. Попробуйте прочитать десяток книг и потом резюмируйте их – на 2000 знаков. Не так уж и легко. Учеба и успех – это постоянная работа над собой. Победа над ленью и вызов. Ничего больше.

Текст: Е.Сыс
Фото: Д.Карман, Е.Стовманенко

Предыдущие события

Архив новостей

Академия МВД Республики Беларусь Барановичский государственный университет Белорусский государственный университет культуры и искусств Белоруcский государственный университет транспорта Белорусская медицинская академия последипломного образования Белорусский государственный медицинский университет Брестский государственный технический университет Витебская ордена «Знак Почёта» государственная академия ветеринарной медицины Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет Гомельский государственный университет имени П.О.Сухого Гродненский государственный аграрный университет Гродненский государственный медицинский университет Гродненский государственный университет имени Я.Купалы Могилёвский государственный университет продовольствия Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина Университет гражданской защиты МЧС РБ Академия управления при Президенте Республики Беларусь