06.07.2021

Высокий уровень знаний и компетенций: уникальные разработки ученых БГЭУ

В 2020 году гранты Президента Республики Беларусь получили 98 работников организаций науки, образования, здравоохранения, культуры. По результатам реализации грантов был отмечен высокий уровень знаний и компетенций специалистов, значимость и эффективность проведенных исследований, внедрение в практику технологий, материалов, методик обучения и воспитания.

В нашем университете гранты получили двое молодых и перспективных ученых: Татьяна Леонидовна МАЙБОРОДА и Майя Васильевна ЛЫСЕНКОВА. Мы попросили их рассказать подробнее о своих успешных разработках, об их актуальности и перспективах.

Татьяна Леонидовна Майборода
Кандидат экономических наук
Доцент кафедры экономической теории

Разработала и издала не имеющее аналогов в Республике Беларусь электронное учебное пособие по дисциплине «Экспериментальная и поведенческая экономика» для студентов II ступени высшего образования специальности экономики, содержащее результаты авторских учебно-методических и научно-исследовательских разработок.

- Подготовка электронного учебного пособия началась задолго до получения гранта на его написание, так как я давно интересовалась данными направлениями экономической мысли и имела ряд публикаций по этой теме. Потом в 2019 году при кафедре экономической теории БГЭУ был открыт Центр поведенческой экономики "MeMicroMacro" (http://www.memicromacro.by/), что позволило значительно интенсивнее заниматься исследованиями и проводить эксперименты, сотрудничать с местными и международными организациями. Весь накопленный за два года работы центра материал нашел отражение в учебном пособии.

Уникальность пособия заключается в следующем:
- оно содержит результаты авторских учебно-методических разработок;
- в нем полностью использован потенциал интерактивности электронной формы учебного пособия: размещены ссылки для навигации по главам и разделам; примеры содержат блок вопросов и ответов на них, доступных при переходе по ссылке;
- пособие предоставляет доступ к дополнительным авторским видеоматериалам, разработанным авторами пособия и студентами, что отвечает тенденциям геймификации образовательного процесса, обеспечивает более широкий охват материала курса в разных образовательных формах;
- в написании учебного пособия принимали участи специалисты как экономических, так и философских наук, что позволило получить междисциплинарные оценки места поведенческой экономики в системе наук и применяемых ею методов;
- включение описания лучших студенческих исследовательских проектов обеспечивает преемственность передачи опыта разработки проектов, стимулирует студентов к разработке своих проектов должного качества.

Актуальность подготовки данного электронного учебного пособия подтверждается тем, что изучение теоретических основ поведенческой и экспериментальной экономики, а также практик использования методов данных направлений в разных сферах экономической жизни позволяет: усовершенствовать хозяйственные практики организаций и предприятий как государственной, так и частной формы собственности; избежать неэффективных затрат при реализации экономической политик; создать такие условия и стимулы, которые приведут к необходимым для экономических агентов результатам; расширить эмпирическую базу для проверки теорий и гипотез; создать возможности для хозяйственных агентов проанализировать потенциальные результаты их будущих нововведений без существенных первоначальных затрат.

Наличие описания различных поведенческих экспериментов в электронном учебном пособии, проведенных авторами и их студентами, позволило апробировать методы поведенческой и экспериментальной экономик на примерах экономики природопользования, сферы благотворительности, рынка труда, повышения финансовой грамотности и монетарной политики. Содержится в практической третьей главе пособия и рассмотрение общих макроэкономических поведенческих аспектов разных сфер экономики Республики Беларусь и зарубежных стран, что позволяет получить более полное понимание применения поведенческих инструментов исследования на практике и предложить рекомендации для проведения государственной политики Республики Беларусь.

Данное электронное учебное пособие рассматривается мной и моими соавторами как живой организм, который будет «обрастать» новыми материалами. Планируется развивать как теоретические разделы, отражая последние научные тенденции в поведенческой и экспериментальной экономике, так и практический раздел с описанием экспериментов и исследований, по мере их проведения студентами-слушателями соответствующего курса и деятельности Центра поведенческой экономики "MeMicroMacro", который я возглавляю.

Майя Васильевна Лысенкова
Кандидат экономических наук
Доцент кафедры экономики промышленных предприятий

Разработала и внедрила в образовательный процесс учебно-методический комплекс, в том числе в электронном виде, по учебной дисциплине «Обоснование инвестиционных и инновационных проектов» для студентов II ступени высшего образования специальности «Экономика», включающий учебную программу, учебное пособие, диагностический инструментарий, сценарии деловых игр и тематических дискуссий.

— Хочу поблагодарить за возможность участвовать в подобном конкурсе, где государство предоставляет ученым и преподавателям высшей школы возможность дополнительного финансирования научно-исследовательской и учебно-методической деятельности, которые, на мой взгляд, в данном случае идут рука об руку. Грантовая поддержка очень важна для стимулирования качественного развития нашей науки и интеллектуализации всего общества.

Сам учебно-методический комплекс разрабатывался для учебной дисциплины «Обоснование инвестиционных и инновационных проектов» для студентов II ступени высшего образования по специальности «Экономика». Учитывая, что это комплекс рассчитан для магистрантов, то времени и усилий он потребовал гораздо больше, чем стандартный УМК для студентов I ступени высшего образования.

Вообще, разработка УМК (ЭУМК) ? достаточно сложный и затратный с точки зрения времени процесс, поэтому практически все время в течение года, выделенного на реализацию гранта, было отведено на поиск, изучение иностранной литературы и стандартов проектного управления, структурирование, разработку различного рода элементов и изложение материала. Это не легко, так как с тобой всегда остается твоя текущая нагрузка в виде лекций, практических, курсовых, дипломных работ студентов, конференций, а учитывая, что я являюсь секретарем Совета ФЭМ, то это еще ежемесячная административная работа, и, как член Научного проблемного совета БГЭУ, имею нагрузку, связанную с рецензированием диссертаций.

Что касается учебно-методического комплекса, то он задумывался, с одной стороны, как стандартный набор всех необходимых его элементов, в соответствии с требованиями, предъявляемыми Министерством образования Республики Беларусь. Это учебно-программная документация (учебная программа по дисциплине), учебно-методическая документация (тематика и планы практических занятий, индивидуальные задания, задачи, деловые игры, тематические дискуссии и др.); методические материалы доля контроля знаний (вопросы для итогового контроля знаний, тесты); вспомогательные материалы (список литературы, методические рекомендации по УСР и др.). А с другой стороны, особенностью данного учебно-методического комплекса является разработанное автором учебное пособие с грифом Министерства образования Республики Беларусь. В учебном пособии изложено авторское видение теоретических и методических аспектов обоснования инвестиционных, инновационных проектов и стартапов с учетом отечественного и международного опыта, рассмотрена базовая терминологии проектирования, стандарты и сертификаты мирового стратегического проектного управления (IPMA, PMI и др.), изложена специфика обоснования НИОК(Т)Р в инновационном проектировании, дана характеристика сущности, стадий и групп процессов жизненного цикла инновационного проекта в соответствии с Руководством PMBOK, раскрыта специфика финансирования инновационной проектной деятельности, дано маркетинговое обоснование инновационных разработок и проектов, проектирование затрат на технологические инновации, методология оценки эффективности инвестиций, критерии, принципы и методы оценки эффективности инновационных проектов, изучены информационные системы в управлении инвестиционными и инновационными проектами.

Еще одной особенностью разработанного УМК является специфическая учебно-методическая документация, включающая индивидуальные задания, тематические дискуссии и деловые игры, связанные с методическим материалом, который выступает основой для разработки и обоснования инвестиционных и инновационных проектов, а также стартапов.

Электронный вариант учебно-методического комплекса зарегистрирован в Государственном реестре информационных ресурсов НИРУП «Институт прикладных программных систем» (Рег. св-во 1062022928).

Что касается актуальности самой дисциплины «Обоснование инвестиционной и инновационной деятельности» и одноименного учебно-методического комплекса, то необходимо учитывать тот момент, что наш университет сейчас активно реализует модель «Университет 3,0», где одним из ключевых моментов является проектная деятельность, реализуемая в рамках учебных дисциплин для студентов, т.е. по сути образование нового поколения обязательно должно включать в себя навыки проектной деятельности учащихся. Кроме того, вопросы инвестиционной проектной деятельности имеют особую актуальность для Республики Беларусь, которая встала на путь инновационного развития высокотехнологичных производств, увеличения доли производств V и VI технологических укладов с учетом реализации масштабной стратегии «Наука и технологии: 2018-2040», что требует своевременной адаптации зарубежных методов, стандартов и сертификации инвестиционной и инновационной проектной деятельности к белорусским реалиям с целью унификации и соответствия инвестиционных и инновационных проектов и стартапов международным требованиям. Белорусские предприятия реального сектора экономики должны иметь возможность финансирования своего развития не только за счет своих средств, которых, мы знаем, зачастую просто не хватает, или кредитов белорусских банков, но и активно привлекать средства международных инвесторов и таких крупных финансово-кредитных организаций, как Всемирный банк, ЕБРР, МВФ и другие. А для этого как раз необходимы специалисты, обладающие навыки разработки и обоснования инвестиционных и инновационных проектов в соответствии с международными правилами и стандартами.

Кроме того, информация, изложенная в учебно-методическом комплексе, может быть использована для работы и развития инновационных бизнес-инкубаторов, один из которых сейчас функционирует на факультете экономики и менеджмента, СНИЛ, разработки бизнес-идей и проектов БГЭУ для участия в международном конкурсе Enactus. Международное движение Enactus – это международная программа студенческих предпринимательских проектов, представленная в виде сообщества студентов, лидеров бизнеса и образования, объединенных идеей использования предпринимательства для изменения жизни людей и формирования устойчивого развития. Данное движение зародилась в США в 1970-х гг. как программа SIFE («Students in free enterprise» / «Студенты в свободном предпринимательстве»). Студенты SIFE формировали команды в университетах, разрабатывали и реализовывали проекты обучения различных групп населения базовым понятиям, идеям, законам рыночной экономики и предпринимательства, умению ориентироваться в свободной рыночной экономике. Реализуя свои проекты, участники программы SIFE проводили информационные и ознакомительные семинары для студентов, преподавателей УВО, руководителей учебных заведений, работников госслужб, сотрудников компаний. Сегодня Enactus – крупнейшая международная некоммерческая организация, которая объединяет студентов, лидеров бизнеса, университеты (72 тыс. студентов из 1730 университетов 36 стран мира), в том числе следующих стран СНГ: Россия, Украина, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан. Основной целью движения Enactus является развитие среди студентов предпринимательской деятельности и воспитание будущих предпринимателей. Тематика проектов Enactus включает все 17 направлений «Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 года», принятой ООН. Таким образом, продвигая и расширяя знания в проектной деятельности учащихся на I и II ступени высшего образования в наших университетах, Республика Беларусь может войти в ряды данного движения, что будет способствовать росту качества образования и его признания на международном уровне.

Кроме этого, не будем забывать об увеличении спроса на дистанционное образование со стороны слушателей и студентов, особенно в тех условиях, в которых мы находимся с января 2020 года после вспышки COVID-19, которая коснулась всех стран. В условиях напряженной эпидемиологической обстановки в стране особую актуальность приобретает электронный вариант учебно-методического комплекса, который в полном объеме доступен студентам на протяжении всего периода обучения на электронной платформе Moodle (https://elearning.bseu.by/). Опять-таки, наличие в полнотекстовом электроном варианте всего комплекса будет способствовать расширению экспорта образовательных услуг, которые университет может достойно обеспечить иностранным учащимся.

Немаловажным, с моей точки зрения, еще является вопрос о продвижении той информации, которая была разработана в рамках реализации гранта. Она должна быть доступна всем учреждениям, реализующим образовательный процесс в высшей школе, а также реальному сектору и частному бизнесу. Если рассматривать продвижение информационной составляющей разработки в образовательном пространстве, то следует отметить, что непосредственными пользователями УМК (ЭУМК) в первую очередь будут учащиеся Института магистерской подготовки БГЭУ, а также слушатели ИПКиПЭК и ВШУБ БГЭУ при прохождении стажировок и курсов повышения квалификации. Полнотекстовой объем комплекса имеется в электронной библиотеке университета. Кроме того, поскольку грантовая разработка осуществлялась под эгидой Министерства образования, она должна быть доступна учащимся, исследователям, научным работникам и другим заинтересованным лицам Республики Беларусь. Для этого было принято решение на заслушивании отчетов по гранту республиканской комиссией при Совете Министров содействовать расширению и распространению разработанной в рамках гранта информации посредством рассылки электронных брошюр вузам-партнерам, в том числе иностранным об имеющихся разработках, участие в выставках учебной и научной литературы разработанного авторского учебного пособия «Обоснование инвестиционных и инновационных проектов», а также дальнейшее размещение на республиканском интернет-портале «наука-бизнес». Распространению информации среди вузов, научных работников, аспирантов, докторантов, разработчиков проектов, владельцев стартапов, инвесторов будет способствовать также реализация печатного издания авторского учебного пособия на рынке учебно-методической и научной литературы.

Безусловно, как любое учебно-методическое издание, со временем УМК потребует актуализации и внесения необходимых изменений и дополнений, что обусловлено развитием как мировой экономики и научной мысли, так и белорусских реалий. Поэтому я планирую в дальнейшем актуализацию, а также возможность изложения хотя бы части информации, разработанной в рамках гранта, на иностранном языке (английский, французский).

Что касается апробации результатов исследования, то в феврале 2021 года мной опубликовано учебное пособие «Инвестиционное проектирование» (Минск: БГЭУ, 2020. – 418 с.); глава, посвященная современному видению инвестиций, в учебном пособии «Экономика организации (предприятия) (под ред. Л.Н. Нехорошевой. Минск: БГЭУ, 2020.), 2 статьи в научных рецензируемых журналах по проблемам инвестиционного обеспечения и проектной деятельности и 2 акта о внедрении, один из которых получен при реализации проекта, разработка которого осуществлялась при финансировании Всемирного банка. Базой же апробации безусловно будет само авторское пособие, разработанное в рамках гранта и допущенное Министерством образования Республики Беларусь.

Думаю, завершить информацию относительно полученных при реализации гранта разработок следует подчеркнув его основные аспекты.

Так, учебный аспект полученной разработки можно охарактеризовать следующими моментами:
• повышение качества работы преподавателя, а также учебной, научно-исследовательской, инновационной деятельности обучаемых, улучшение организации и координации УСР;
• углубление знаний будущих специалистов в области разработки и реализации инвестиционных, инновационных проектов, стартапов на основе изучения международных стандартов и сертификаций (IPMA, PMI);
• расширение перечня, совершенствование качества и рост экспорта образовательных услуг вузов Республики Беларусь;
• расширение области и масштабов использования дистанционного обучения на основе ИКТ, в том числе на электронной платформе Moodle;
• организация обучения в рамках концепции «Университет 3.0». Содействие реализации стартапов в бизнес-инкубаторах, совершенствование командного выполнения высокотехнологичных проектов в рамках практико-ориентированного и научно-ориентированного обучения;
• формирование у обучающихся компетенций для ведения предпринимательской деятельности (в соответствии с методологией GUESSS) в рамках разработки образовательных стандартов 3+.

Практический аспект включает:
• совершенствование практики проектного обоснования и управления проектной деятельностью в Республике Беларусь;
• повышение соответствия разработки национальных инвестиционных и инновационных проектов международным требованиям, стандартам (IPMA, PMI) и руководствам по управлению проектами (PMBOK);
• освоение слагаемых, содержания и механизма обоснования проектной деятельности организаций (предприятий) и в целом бизнеса (в том числе создание нового бизнеса) в условиях цифровизации экономики и реализации концепции «Индустрия 4.0»;
• повышение качества разработки и реализации бизнес-планов инвестиционных, инновационных проектов и стартапов в Республике Беларусь.

И конечно же, нужно затронуть научную значимость и эффективность внедрения, которая проявляется в развитии:
• теории и методологии стратегического проектирования инновационного развития на макро- и микроуровне на основе международных стандартов и сертификации (IPMA, PMI);
• теории и методики обоснования НиОКР в инновационном проектировании (на базе руководства PMВООК).
• теоретико-методических основ финансирования инвестиционных и инновационных проектов.
• методики оценки эффективности инвестиционных и инновационных проектов (в том числе с использованием модели ЕVA).
• расширения спектра научных работ, публикаций и практического проектного опыта.
• формирования научного задела по докторской диссертации получателя гранта.

Присутствует в реализации гранта также социальная и культурная значимость, которая может быть обусловлена:
• повышением качества подготовки специалистов II ступени высшего образования;
• увеличением количества и качества научных работ учащихся, выполняемых по проблемам инвестиционного и инновационного проектирования;
• совершенствованием практики проектного управления в Республике Беларусь;
• популяризацией среди населения Республики Беларусь информации о важности знаний по обоснованию инвестиционных и инновационных проектов, стартапов с учетом национального законодательства и международных стандартов проектного управления.

Предыдущие события

Архив новостей


Белорусский государственный университет культуры и искусств Белорусская медицинская академия последипломного образования Белорусский государственный медицинский университет Витебская ордена «Знак Почёта» государственная академия ветеринарной медицины Брестский государственный технический университет Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет Гомельский государственный университет имени П.О.Сухого Гродненский государственный аграрный университет Гродненский государственный медицинский университет Гродненский государственный университет имени Я.Купалы Могилёвский государственный университет продовольствия Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина Университет гражданской защиты МЧС РБ Могилевский институт МВД Академия управления при Президенте Республики Беларусь