23.10.2020
«Наука — это творческий процесс». Интервью с заместителем председателя Совета молодых ученых при Министерстве образования
При Министерстве образования Республики Беларусь действует Совет молодых ученых, целью которого является выработка рекомендаций и предложений по совершенствованию государственной поддержки и улучшению созданных в университетах условий для реализации потенциала молодежи, достижения ею успехов и признания в научной сфере.
Мы гордимся тем, что заместителем председателя Совета молодых ученых при Министерстве образования Республики Беларусь является наш преподаватель, доцент кафедры маркетинга, кандидат экономических наук Елена Сергеевна Голомазова. О своей научной деятельности и перспективном исследовании на тему дистанционного обучения Елена Сергеевна рассказала в интервью нашему корреспонденту.
– Елена Сергеевна, расскажите, как вы пришли в науку? Как известно, научная деятельность требует огромной усидчивости и стараний.
– Наукой я стала заниматься еще в студенчестве: увидела объявление о конкурсе научных работ студентов, проводимом совместно с банком. Направилась на кафедру маркетинга в поисках научного руководителя и нашла – на всю свою научную жизнь. Со своим руководителем написала дипломную работу, защитила магистерскую и кандидатскую диссертации.
Наука действительно требует много стараний, но, кроме того, это еще и творческий процесс. Поиск научного вопроса, который ляжет в основу научной работы, — это нечто наравне с поиском смысла жизни. Не зря говорят, что человек, найдя свое призвание, готов вложить всего себя в это дело.
– Сферой ваших научных интересов является, в первую очередь, маркетинг. Много ли в маркетинге перспективных, может быть, даже малоизученных направлений?
– Мои научные интересы в большей степени лежат в области маркетинга высшего образования, в частности я исследую взаимоотношения УВО с реальным сектором. Это актуальная тема в свете развития Университета 3.0 и повышения значимости так называемой третьей миссии университета на стыке научных исследований и образования. Мне интересно изучать, как трансформируется роль университетов в современном мире, какие есть ожидания у работодателей от студентов, как формируются компетенции XXI века. Сейчас я исследую профессиональные требования компаний к маркетологам. В последнее время все очень много говорят о «мягких» навыках — тех, которые позволяют человеку получить преимущество по отношению к искусственному интеллекту, с одной стороны, и которые помогают относительно быстро совершать переход между профессиями, что актуально в свете ускорения устаревания знаний. Я в своей исследовательской работе, напротив, обратилась к техническим навыкам маркетологов. И я наблюдаю, что все больше от маркетологов ожидают владения навыками, несвойственными для гуманитарных специальностей: например, умения программировать либо анализировать большие данные с помощью специальных инструментов. Есть такое мнение, что знание языка программирования будет наравне со знанием иностранного языка. Поэтому я сама научилась программированию, машинному обучению и построению нейронных сетей и использую эти знания в своей исследовательской работе.
– В 2004 году в БГЭУ появился свой Совет молодых ученых (СМУ). Каковы основные направления деятельности Совета на данный момент?
– Задачи Совета заключаются в создании условий для развития молодежной науки. Мы организуем площадку для молодых ученых, где они могут презентовать и опубликовать свои научные разработки, пообщаться с коллегами и представителями бизнеса, развить свои компетенции в области научно-исследовательской работы, а также «мягкие» навыки. Этой площадкой служит Международный экономический форум молодых ученых, по результатам которого мы издаем сборник статей. В прошлом году мы собрали ряд работ из различных областей на тему эффективности и опубликовали монографию. Для магистрантов и аспирантов это отличная возможность получить публикацию в коллективной монографии к выходу на защиту. Мы периодически проводим конкурсы научного стендапа, победители которых выступают на республиканском этапе. Также выступаем в качестве партнера различных мероприятий, проводимых в университете другими отделами, Немецкой службой академических обменов.
– Расскажите чуть подробнее о Совете молодых ученых при Министерстве образования. Какие задачи сейчас стоят перед вами в рамках деятельности Совета?
– В Совет входят молодые ученые со всей страны. Я вижу в качестве основной задачи Совета формирование представительства молодых ученых при Министерстве образования, которое, с одной стороны, исследует и продвигает важные для молодежи вопросы и, с другой стороны, вносит свой вклад в решение актуальных для образования страны проблем. На данный момент в Совете я занимаюсь вопросом исследования дистанционного образования в УВО. И пользуясь случаем хотела бы попросить коллег пройти опрос: https://forms.gle/W5Xu4P7MFAtTrYM87
– Сложно ли стать членом Совета при Министерстве образования? И что это членство дает магистрантам и аспирантам?
– Есть определенные формальные требования к возрасту и остепененности членов Совета при Министерстве образования. Мне кажется, что при желании можно выполнить эти требования и попасть в состав Совета.
Что касается Совета молодых ученых БГЭУ, мы заинтересованы в магистрантах и аспирантах, которые занимаются научной работой и хотят популяризировать научное направление. Могу сказать на своем примере, что членство в СМУ БГЭУ дает большой толчок в научной деятельности. Во-первых, Совет — это определенная площадка для линкбилдинга, то есть развития сети контактов и поиска единомышленников. Во-вторых, это возможность презентовать и обсудить свои идеи с более опытными коллегами. Не каждый день предоставляется возможность подискутировать с докторами и кандидатами наук. Для аспирантов это особенно важно — получить как можно больше разнообразной обратной связи о своей научной идее на самых ранних стадиях. Это позволит к моменту выхода на защиту сформировать более глубокое понимание вопроса исследования. В-третьих, Совет — это площадка для реализации своих идей, возможность отработать свои организационные и коммуникационные навыки. И в-четвертых, Совет — это круг друзей. Как попасть? Можно написать, подойти, позвонить любому из членов Совета (http://nir.bseu.by/soviet_m.html).
– Как уже было упомянуто выше, на сегодняшний момент вы активно работаете над исследованием, связанным с нюансами организации дистанционного обучения. Тема сейчас более чем актуальная. В чем суть исследования?
– Мы хотим понять, какие трудности возникли у профессорско-преподавательского состава в связи с введением дистанционного формата образования. Рассмотрев выявленные проблемы глубже, планируем выработать определенные рекомендации и представить их на уровне республиканского Совета молодых ученых.
– Предполагается ли применение результатов исследования на практике?
– Да, в целом, хотелось бы понять, как можно сделать дистанционный формат более эффективным, что позволит университетам качественно выполнять свои функции.
Марина Макаева
Тел.: (+375 17) 209-88-16,
факс: (+375 17) 368-01-60
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
Тел.: (+375 17) 209-88-99