23.10.2020

«Наука — это творческий процесс». Интервью с заместителем председателя Совета молодых ученых при Министерстве образования

При Министерстве образования Республики Беларусь действует Совет молодых ученых, целью которого является выработка рекомендаций и предложений по совершенствованию государственной поддержки и улучшению созданных в университетах условий для реализации потенциала молодежи, достижения ею успехов и признания в научной сфере.

Мы гордимся тем, что заместителем председателя Совета молодых ученых при Министерстве образования Республики Беларусь является наш преподаватель, доцент кафедры маркетинга, кандидат экономических наук Елена Сергеевна Голомазова. О своей научной деятельности и перспективном исследовании на тему дистанционного обучения Елена Сергеевна рассказала в интервью нашему корреспонденту.

– Елена Сергеевна, расскажите, как вы пришли в науку? Как известно, научная деятельность требует огромной усидчивости и стараний.

– Наукой я стала заниматься еще в студенчестве: увидела объявление о конкурсе научных работ студентов, проводимом совместно с банком. Направилась на кафедру маркетинга в поисках научного руководителя и нашла – на всю свою научную жизнь. Со своим руководителем написала дипломную работу, защитила магистерскую и кандидатскую диссертации.

Наука действительно требует много стараний, но, кроме того, это еще и творческий процесс. Поиск научного вопроса, который ляжет в основу научной работы, — это нечто наравне с поиском смысла жизни. Не зря говорят, что человек, найдя свое призвание, готов вложить всего себя в это дело.

– Сферой ваших научных интересов является, в первую очередь, маркетинг. Много ли в маркетинге перспективных, может быть, даже малоизученных направлений?

– Мои научные интересы в большей степени лежат в области маркетинга высшего образования, в частности я исследую взаимоотношения УВО с реальным сектором. Это актуальная тема в свете развития Университета 3.0 и повышения значимости так называемой третьей миссии университета на стыке научных исследований и образования. Мне интересно изучать, как трансформируется роль университетов в современном мире, какие есть ожидания у работодателей от студентов, как формируются компетенции XXI века. Сейчас я исследую профессиональные требования компаний к маркетологам. В последнее время все очень много говорят о «мягких» навыках — тех, которые позволяют человеку получить преимущество по отношению к искусственному интеллекту, с одной стороны, и которые помогают относительно быстро совершать переход между профессиями, что актуально в свете ускорения устаревания знаний. Я в своей исследовательской работе, напротив, обратилась к техническим навыкам маркетологов. И я наблюдаю, что все больше от маркетологов ожидают владения навыками, несвойственными для гуманитарных специальностей: например, умения программировать либо анализировать большие данные с помощью специальных инструментов. Есть такое мнение, что знание языка программирования будет наравне со знанием иностранного языка. Поэтому я сама научилась программированию, машинному обучению и построению нейронных сетей и использую эти знания в своей исследовательской работе.

– В 2004 году в БГЭУ появился свой Совет молодых ученых (СМУ). Каковы основные направления деятельности Совета на данный момент?

– Задачи Совета заключаются в создании условий для развития молодежной науки. Мы организуем площадку для молодых ученых, где они могут презентовать и опубликовать свои научные разработки, пообщаться с коллегами и представителями бизнеса, развить свои компетенции в области научно-исследовательской работы, а также «мягкие» навыки. Этой площадкой служит Международный экономический форум молодых ученых, по результатам которого мы издаем сборник статей. В прошлом году мы собрали ряд работ из различных областей на тему эффективности и опубликовали монографию. Для магистрантов и аспирантов это отличная возможность получить публикацию в коллективной монографии к выходу на защиту. Мы периодически проводим конкурсы научного стендапа, победители которых выступают на республиканском этапе. Также выступаем в качестве партнера различных мероприятий, проводимых в университете другими отделами, Немецкой службой академических обменов.

– Расскажите чуть подробнее о Совете молодых ученых при Министерстве образования. Какие задачи сейчас стоят перед вами в рамках деятельности Совета?

– В Совет входят молодые ученые со всей страны. Я вижу в качестве основной задачи Совета формирование представительства молодых ученых при Министерстве образования, которое, с одной стороны, исследует и продвигает важные для молодежи вопросы и, с другой стороны, вносит свой вклад в решение актуальных для образования страны проблем. На данный момент в Совете я занимаюсь вопросом исследования дистанционного образования в УВО. И пользуясь случаем хотела бы попросить коллег пройти опрос: https://forms.gle/W5Xu4P7MFAtTrYM87

– Сложно ли стать членом Совета при Министерстве образования? И что это членство дает магистрантам и аспирантам?

– Есть определенные формальные требования к возрасту и остепененности членов Совета при Министерстве образования. Мне кажется, что при желании можно выполнить эти требования и попасть в состав Совета.

Что касается Совета молодых ученых БГЭУ, мы заинтересованы в магистрантах и аспирантах, которые занимаются научной работой и хотят популяризировать научное направление. Могу сказать на своем примере, что членство в СМУ БГЭУ дает большой толчок в научной деятельности. Во-первых, Совет — это определенная площадка для линкбилдинга, то есть развития сети контактов и поиска единомышленников. Во-вторых, это возможность презентовать и обсудить свои идеи с более опытными коллегами. Не каждый день предоставляется возможность подискутировать с докторами и кандидатами наук. Для аспирантов это особенно важно — получить как можно больше разнообразной обратной связи о своей научной идее на самых ранних стадиях. Это позволит к моменту выхода на защиту сформировать более глубокое понимание вопроса исследования. В-третьих, Совет — это площадка для реализации своих идей, возможность отработать свои организационные и коммуникационные навыки. И в-четвертых, Совет — это круг друзей. Как попасть? Можно написать, подойти, позвонить любому из членов Совета (http://nir.bseu.by/soviet_m.html).

– Как уже было упомянуто выше, на сегодняшний момент вы активно работаете над исследованием, связанным с нюансами организации дистанционного обучения. Тема сейчас более чем актуальная. В чем суть исследования?

– Мы хотим понять, какие трудности возникли у профессорско-преподавательского состава в связи с введением дистанционного формата образования. Рассмотрев выявленные проблемы глубже, планируем выработать определенные рекомендации и представить их на уровне республиканского Совета молодых ученых.

– Предполагается ли применение результатов исследования на практике?

– Да, в целом, хотелось бы понять, как можно сделать дистанционный формат более эффективным, что позволит университетам качественно выполнять свои функции.

Марина Макаева

Предыдущие события

Архив новостей


Белорусский государственный университет культуры и искусств Белорусская медицинская академия последипломного образования Белорусский государственный медицинский университет Витебская ордена «Знак Почёта» государственная академия ветеринарной медицины Брестский государственный технический университет Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет Гомельский государственный университет имени П.О.Сухого Гродненский государственный аграрный университет Гродненский государственный медицинский университет Гродненский государственный университет имени Я.Купалы Могилёвский государственный университет продовольствия Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина Университет гражданской защиты МЧС РБ Могилевский институт МВД Академия управления при Президенте Республики Беларусь