Описание экспериментального проекта

Экспериментальный проект «Совершенствование деятельности учреждений высшего образования на основе модели «Университет 3.0» (комплексное развитие научно-исследовательской, инновационной и предпринимательской инфраструктуры учреждения высшего образования в целях создания инновационной продукции и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности)».

 

Срок реализации: 2018-2023 гг.

Участники экспериментального проекта:

– Белорусский государственный университет;

– Белорусский национальный технический университет;

– учреждение образования «Белорусский государственный экономический университет»;

– учреждение образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»;

– учреждение образования «Белорусский государственный технологический университет»;

– учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы»;

– государственное учреждение высшего профессионального образования «Белорусско-Российский университет»;

– учреждение образования «Полоцкий государственный университет» (с 01.09.2019).

Руководитель проекта: Касперович Сергей Антонович, Министерство образования Республики Беларусь, начальник Главного управления профессионального образования, кандидат экономических наук, доцент.

Экспериментальный проект направлен на создание условий для развития действующих учреждений высшего образования в соответствии с моделью «Университет 3.0».

Реализация экспериментального проекта предусматривает два направления действий:

– внесение изменений и дополнений в учебно-программную документацию образовательных программ высшего образования I ступени, направленных на системное взаимосвязанное изучение вопросов инновационной, изобретательской и предпринимательской деятельности (создание бизнес среды) и в учебно-программную документацию образовательных программ высшего образования II ступени, направленных на реализацию стартапов в бизнес-инкубаторах, командное выполнение высокотехнологичных проектов в рамках практико-ориентированного и научно-ориентированного обучения;

– реализацию комплекса мер по созданию субъектов инновационной инфраструктуры (научно-технологические парки, центры трансфера технологий), отраслевых лабораторий, бизнес-инкубаторов, а также и по повышению эффективности научно-исследовательской, инновационной деятельности, которые будут обеспечивать на завершающем этапе коммерческую реализацию инновационной продукции и (или) результатов интеллектуальной деятельности.

Подготовительный этап (до 01.09.2018 г.) предусматривает:

– разработку каждым участником экспериментального проекта Дорожной карты по совершенствованию деятельности учреждения высшего образования на основе модели «Университет 3.0»;

– проведение исследования состояния предпринимательского потенциала студентов;

– определение каждым участником экспериментального проекта перечня специальностей высшего образования, по которым предусматривается реализация экспериментальной деятельности;

– внесение изменений и дополнений в учебно-программную документацию образовательных программ высшего образования II ступени, направленных на реализацию стартапов (в бизнес-инкубаторах), командное выполнение высокотехнологичных проектов в рамках практико-ориентированного и научно-ориентированного обучения.

Первый этап (01.09.2018-31.08.2019 г.) предусматривает:

– внесение изменений и дополнений в учебно-программную документацию образовательных программ высшего образования I ступени, направленных на системное взаимосвязанное изучение вопросов инновационной, изобретательской и предпринимательской деятельности (создание бизнес-среды) или проектирование нового содержания образовательных программ I ступени высшего образования, а также образовательных программ повышения квалификации, направленных на формирование у обучающихся знаний, компетенций и навыков, необходимых для ведения предпринимательской деятельности, для открытия предпринимательских структур малого и среднего бизнеса;

– внедрение в образовательный процесс новых технологий преподавания и обучения, изменение организации образовательного процесса в соответствии с новым проектом Кодекса об образовании;

– организацию образовательного процесса по освоению нового содержания образовательных программ II ступени высшего образования;

– проведение повторного исследования состояния предпринимательского потенциала студентов в целях оценки эффективности принятых мер и реализованных мероприятий на уровне организации образовательного процесса.

Второй этап (01.09.2019-31.08.2020 г.) предусматривает:

– организацию образовательного процесса по освоению нового содержания образовательных программ I ступени высшего образования;

– внедрение в образовательный процесс новых технологий преподавания и обучения, изменение организации образовательного процесса в соответствии с новым проектом Кодекса об образовании (продолжение);

– организацию образовательного процесса по освоению нового содержания образовательных программ I ступени высшего образования;

– проведение повторного исследования состояния предпринимательского потенциала студентов в целях оценки эффективности принятых мер и реализованных мероприятий на уровне организации образовательного процесса.

Третий этап (01.09.2020-31.08.2021 г.) предусматривает:

– организацию образовательного процесса по освоению нового содержания образовательных программ I ступени высшего образования (продолжение);

– организацию образовательного процесса по освоению нового содержания образовательных программ II ступени высшего образования (продолжение);

– создание каждым участником экспериментальной деятельности проектной команды студентов (молодых предпринимателей), которая ориентирована на участие в международном конкурсе Enactus;

– реализацию комплекса мер по созданию субъектов инновационной инфраструктуры (научно-технологические парки, центры трансфера технологий), отраслевых лабораторий, стартап-школ; программ бизнес-акселерации, хакспейсов, бизнес-инкубаторов и др.;

– реализацию комплекса мер по повышению эффективности научно-исследовательской, инновационной деятельности, которые будут обеспечивать на завершающем этапе коммерческую реализацию инновационной продукции и (или) результатов интеллектуальной деятельности;

– создание республиканского Интернет-портала по обмену информацией между университетами и предприятиями: «наука – бизнес».

Четвертый этап (01.09.2021-31.08.2022 г.) предусматривает:

– организацию образовательного процесса по освоению нового содержания образовательных программ I ступени высшего образования (продолжение);

– организацию образовательного процесса по освоению нового содержания образовательных программ II ступени высшего образования (продолжение);

– развитие проектных команд студентов (молодых предпринимателей), которые ориентированы на участие в международном конкурсе Enactus;

– развитие субъектов инновационной инфраструктуры (научно-технологические парки, центры трансфера технологий), отраслевых лабораторий, бизнес-инкубаторов, стартап-школ, программ бизнес-акселерации, хакспейсов и др.;

– реализацию мер по повышению эффективности научно-исследовательской, инновационной деятельности.

Пятый этап (01.09.2022-31.08.2023 г.) предусматривает:

– организацию образовательного процесса по освоению нового содержания образовательных программ I ступени высшего образования (продолжение);

– организацию образовательного процесса по освоению нового содержания образовательных программ II ступени высшего образования (продолжение);

– проведение повторного исследования состояния предпринимательского потенциала студентов в целях оценки эффективности принятых мер и реализованных мероприятий на уровне организации образовательного процесса;

– развитие проектных команд студентов (молодых предпринимателей), которые ориентированы на участие в международном конкурсе Enactus;

– развитие субъектов инновационной инфраструктуры (научно-технологические парки, центры трансфера технологий), отраслевых лабораторий, бизнес-инкубаторов, стартап-школ; программ бизнес-акселерации и др.;

– реализацию мер по повышению эффективности научно-исследовательской, инновационной деятельности.

Академия МВД Республики Беларусь Барановичский государственный университет Белорусский государственный университет культуры и искусств Белоруcский государственный университет транспорта Белорусская медицинская академия последипломного образования Белорусский государственный медицинский университет Брестский государственный технический университет Витебская ордена «Знак Почёта» государственная академия ветеринарной медицины Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет Гомельский государственный университет имени П.О.Сухого Гродненский государственный аграрный университет Гродненский государственный медицинский университет Гродненский государственный университет имени Я.Купалы Могилёвский государственный университет продовольствия Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина Университет гражданской защиты МЧС РБ Могилевский институт МВД Академия управления при Президенте Республики Беларусь